Украденная мечта Вики Мороз. Как сложилась жизнь сироты, которую разлучили с итальянской семьей

Светлана Белоус / TUT.BY
5 июня 2014, 11:43
Имя Вики Мороз в свое время часто упоминалось в прессе. Международный скандал с участием воспитанницы Вилейской школы-интерната произошел около восьми лет назад.

После традиционного летнего отдыха в Италии 10-летняя девочка не вернулась на родину. Ее иностранные родители не хотели отдавать сироту в интернат, обнаружив на теле следы побоев. Усилиями белорусских чиновников девочка вернулась домой, но где на самом деле ее дом, она не знает до сих пор.

Детство имеет свойство быстро заканчиваться. От 10-летнего ребенка, о чьем будущем так активно высказывались защитники обеих сторон – белорусской и итальянской, не осталось и следа. Вика Мороз уже отпраздновала свое совершеннолетие и согласилась лично пообщаться с журналистами TUT.BY. К сожалению, о событиях тех лет она помнит немного.


С итальянскими родителями Вика Мороз созванивается почти каждую неделю

Мы встретились с девушкой в Минске, где она оказалась проездом. Вика приехала за покупками в столицу вместе со своей приемной матерью Еленой Владимировной Василевской, под опеку которой девочка попала почти сразу после возвращения из Италии. Ранее Василевские усыновили брата девочки Сашу, имея при этом двоих родных детей.

- Я работала в школе-интернате социальным педагогом, когда Саша поступил во 2-й класс. Класс был уже сформирован, и его там обижали. Я по долгу службы его там защищала, опекала, потом он ко мне привязался. Прихожу на работу – он уже возле кабинета сидит. Так я его и забрала.

Девочку получили “в нагрузку”, потому как белорусские чиновники в одночасье решили воссоединить брата и сестру и в противном случае пригрозили забрать из семьи Сашу. В итоге у Вики появилась семья в Беларуси, но итальянские родители также о ней не забыли. Девушка рассказала, что Алессандро Джусто и Мария-Кьяра Борначин созваниваются с ней почти каждую неделю, интересуются, как продвигается учеба.


Вика поступила на швею: "Хочу шить красивые платья"

В прошлом году Вика окончила среднюю школу в Жодино и поступила в Борисовский колледж на швею. Живет в общежитии, но каждые выходные приезжает в Жодино к матери. По словам Елены Василевской, в училище Вику хвалят.

- Она умеет шить и вышивать, ей это нравится. Я думаю, что у нее все получится. Она ведь училась в специализированной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Было тяжело с учебой. Когда она к нам пришла, должна была идти в 5-й класс, а поместили ее в 3-й, потому что не освоила программу. Первое время было тяжеловато, не могла "1+1" сложить. Потом уже постепенно все выровнялось, сейчас уже нормально. А вообще она сама по себе человечек очень хороший, добрый, отзывчивый.

Рассказывая об учебе, Вика выразила готовность шить красивые платья - уже подготовила несколько эскизов. Недавно девушке купили профессиональную швейную машину.

- Чем планируешь заниматься после окончания колледжа? – спрашиваем мы.

- Буду искать здесь работу или уеду в Италию, - задумчиво отвечает девушка.

Украденная мечта Вики Мороз. Как сложилась жизнь сироты, которую разлучили с итальянской семьей


Девушку до сих пор ждут в Италии

Как оказалось, иностранные родители Вики (именно так она называет их в беседе с журналистами) до сих пор приглашают девушку приехать в Италию. И это несмотря на тот факт, что за эти годы у них родились двое детей. Их Вика считает своими братом и сестрой.

Елена Василевская не против эмиграции приемной дочери в Италию.

- Пусть здесь закончит учебу, приобретет какие-то навыки и потом посмотрит. Она уже взрослая, ей решать.

По словам женщины, она никогда не была против общения Вики с итальянскими родителями. Елена уверена, что принимать решение в той ситуации должна была сама девочка. И оно было предсказуемым: Вика Мороз до сих пор сильно привязана к итальянцам: "Детская память – цепкая".

- Сколько раз до тех событий ты побывала в Италии? – вспоминаем нелегкий для девушки 2006-й год.

- Я не помню, много. Каждое лето ездила и зимой иногда. Летом была по 2-3 месяца.

- Чем вы занимались в Италии?

- Много чем: путешествовали, на море ходили, отмечали праздники. Все время вместе были. Гуляли, катались, ходили за покупками. Когда ложилась спать, целовали на ночь. Называли дочкой.

- Когда почувствовала, что они относятся к тебе как к дочке?

- С первого раза. Я сразу их назвала мамой и папой.



Об укрытии в монастыре: "Я хотела остаться в Италии"

В перерывах между поездками Вика Мороз жила мыслями об Италии и своих новых "маме" и "папе". Других родителей у нее не было: биологическую мать лишили родительских прав, а через два года она попала под машину. Отцы у Саши и Вики разные, об обоих ничего не слышно. Когда разговор коснулся того, били девочку в интернате или нет, она тихонько произнесла: "По-моему, нет…".

- Какие воспоминания у тебя остались о жизни в интернате?

- Не знаю. В Италии было намного лучше. Там были родители.


Когда иностранные родители спрятали Вику Мороз в монастыре Сент-Уайен, девочка не задавала лишних вопросов. Помнит, как "ходили в церковь, смотрели на стадо коров". 10-летняя Вика не осознавала, что происходит, но предчувствовала что-то нехорошее.

- А как тебя нашли в этом замке?

- Двое людей, которые приезжали туда в церковь, "сдали" меня. Мы вместе ужинали, и они сообщили полиции. Потом меня отвезли в сиротский дом. А потом уже был документ, чтобы я уехала.

- Ты просила итальянских родителей не отправлять тебя обратно в Беларусь?

- Может быть, я уже не помню. Но я очень хотела остаться в Италии.


"Белорусская мама" девушки Елена Василевская так объясняет действия итальянцев.

- Их документы на усыновление уже давно лежали в нашем посольстве в Италии. Их еще не успели даже перевезти в Беларусь в связи с тем, что было много желающих. Была огромная очередь, и она не двигалась. Может быть, это послужило толчком к их поступку. А потом после Вики вообще же приостановили процесс усыновления. Вот у нас в интернате дети, у которых документы были готовы еще во 2-м классе, попали в Италию только в 9-м.

Украденная мечта Вики Мороз. Как сложилась жизнь сироты, которую разлучили с итальянской семьей


Большой подвиг простой белорусской семьи: "Все сложилось хорошо, мы стали родными"

Более тесное общение Вики Мороз с братом тоже инициировали итальянские родители. Девочка рассказала о существовании родной души в одной из поездок в Италию, и именно там брат с сестрой встретились. Вика даже несколько раз приезжала в гости к Василевским после усыновления брата.

Известие о том, что чиновники планируют воссоединить Вику с братом, для женщины стало громом посреди ясного неба. К такому повороту событий она была не готова. Саша ходил за приемной мамой по пятам, плакал и просил взять Вику.

- Для меня это, конечно, был очень ответственный шаг. Все-таки четверо детей – это тяжеловато. Я месяц не могла ни спать, ни есть, думала. Но все сложилось хорошо, мы стали родными. Я думаю, Вика нас уже никогда не забудет, и мы – ее.

- Тебе в семье было хорошо? – интересуемся мнением самой Вики.

- Лучше, чем в интернате, - искренне улыбается девочка. – Но я все равно хотела в Италию.

С иностранными родителями первый раз после произошедшего Вика созвонилась где-то через полгода. Они обещали девочке, что сделают все возможное, чтобы вернуть ее в Италию. В 2009 году вместе с Еленой Василевской Вика попыталась съездить к ним на лето отдохнуть. Их развернули прямо в аэропорту, сославшись на "непорядок в документах".

- По чему ты больше всего скучаешь в Италии?

- Больше всего - по родителям. Они очень хорошие. А еще - по морю…


Мы пожелали Вике Мороз еще не раз увидеть море и своих итальянских родителей, несмотря на безвозвратно ушедшее детство.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Украденная мечта Вики Мороз. Как сложилась жизнь сироты, которую разлучили с итальянской семьей