Власти так боятся паники, что готовы “проедать“ золотовалютные резервы

Надежда Кравчук, "Товарищ.online"
1 июля 2014, 12:49
Курс белорусского рубля к доллару на 1 июля 2014 года составил Br10200, снизившись с начала года на 7,1%. Плавная девальвация национальной валюты продолжается. Почему Нацбанк и правительство боятся "отпустить" рубль и что позволяет им не допустить обвальной девальвации?

Курс доллара, который ежедневно определяют торги на Белорусской валютно-фондовой бирже, рыночным по-прежнему назвать нельзя. Экономические власти по-прежнему проводят "ручное управление" курсами посредством валютной интервенции.

Обменный курс белорусского рубля остается жестко регулируемым, заявил в интервью сайту "Товарищ.online" глава Центра Мизеса Ярослав Романчук. При этом денежно-кредитная политика оказалась слишком мягкой. Долги по кредитам, выданным банками, за январь-май 2014 года выросли на Br17,5 трлн. или на 6,7%. И это в ситуации сокращения производства, падения экспорта и снижения чистой прибыли более чем на 25%.

Попытки сбалансировать депозитный и кредитный рынки также пока не увенчались успехом. К тому же Нацбанк и Совмин не смогли уравнять условия кредитования для обыкновенного бизнеса и для избранных, которые в условиях высокой инфляции продолжают получать кредитные ресурсы в рублях под 2-10%. Так что девальвация на 7,1% за первое полугодие – это результат ручного управления валютным и денежным рынками, полагает Романчук.

– Курс в Br10200 за $1 – не рыночная цена, а ее бюрократический суррогат. И валютно-фондовая биржа в руках властей – не коммерческая организация, а департамент по выполнению политических приказов в денежной сфере, – заявляет глава Центра Мизеса. – Коммерческие организации знают, а люди чувствуют, что государство вмешивается в валютный рынок. Отсюда сохранение напряжения в системе и девальвационные ожидания.

В том, что курс удерживается искусственно, экономист не сомневается. О наличии административного вмешательства в валютный рынок, по его словам, заявили все самые крупные кредиторы Беларуси. Что печально, внешние кредиты белорусские власти брали именно для макроэкономической стабилизации, то есть чтобы можно было работать устойчиво без внешних валютных заимствований.

Не допускать обвала рубля государству удается за счет проедания золотовалютных резервов, которые постоянно худеют, отмечает доктор экономических наук Борис Желиба. За пять месяцев текущего года золотой запас страны потерял уже $1,255 млрд в международном определении. Чтобы поправить ситуацию, приходится в очередной раз занимать.

Так, ЗВР на днях пополнились средствами бридж-кредита российского банка ВТБ в объеме $2 млрд. И они, как и возможный будущий кредит от МВФ, будут пущены на проедание, уверен Ярослав Романчук. Поскольку серьезных кадровых изменений в системе белорусской власти нет, экономический курс остается прежним. При этом политический цикл обязывает Александра Лукашенко продемонстрировать народу стабильность.

– Экономическая политика унитаза продолжается, – заявляет глава Центра Мизеса. – Значит, риск рецидива 2011 года в мягкой форме остается, особенно когда закончится терпение у внешних кредиторов.

Впрочем, бридж-кредит ВТБ позволит переждать время до получения межгосударственного кредита из бюджета России.

– И снова мы его проедим, в основном возвращая долги и подбрасывая валюту на бирже, – говорит Борис Желиба.

И это вместо того, чтобы делать валютные инвестиции, развивать экономику. Казалось бы, простое решение, но почему правительство и Нацбанк на него не идут? Если Нацбанк уйдет с биржи, то курс доллара тут же подпрыгнет.

Продолжение читайте здесь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Власти так боятся паники, что готовы “проедать“ золотовалютные резервы