Станислав Богданкевич: Белорусское общество достойно Лукашенко

TUT.BY
12 июля 2014, 13:18
20 лет назад белорусы впервые избрали президента страны. Сегодня Александр Лукашенко по-прежнему первый и единственный. В рамках проекта TUT.BY "20 лет спустя" о политическом долголетии президента рассуждает первый глава Нацбанка независимой Беларуси Станислав Богданкевич.

Александра Лукашенко я видел еще на заседаниях Верховного Совета 12 созыва, но лично не общался. Первая наша встреча состоялась летом 1994 года, когда он победил на выборах. Он тогда сказал: “Давайте забудем, что Вы называли меня кухаркой, а я Вас тоже чеcтил за рыночные подходы. Будем совместно работать на благо Беларуси".

Не помню, называл ли я его кухаркой, но первое впечатление о Лукашенко у меня было неплохим. В начале президентского пути он был несколько иной. Тогда у него не проявлялась в такой мере низкая культура общения и хамство. Cегодня я не вижу по телевидению, чтобы он хоть кого-то называл на Вы.

На выборы 1994 года он также шел с прогрессивными лозунгами о наведении порядка и полной свободе выражений. Но это качество, говорить одно, думать другое, а делать – третье, было у него и тогда.

Лукашенко и до выборов 1994 года был человеком твердых принципов, который считал, что лучшей моделью управления государством является советская административно-командная система. Думаю, что в то время он это просто немножко скрывал, что в некоторой мере помогло ему победить.

К сожалению, в 1994 у меня не было убеждения, что выиграет Лукашенко. Но он оказался самым большим популистом и успешно сыграл на недовольстве народа от той экономической ситуации и огромной коррупции. Он говорил: “Кебич завтра будет на Гималаях, а Мясникович - в тюрьме!”. И людям это нравилось.

В первые годы правления Лукашенко еще стремился выглядеть современно, но уже тогда у него было убеждение в своем мессианстве, в особой роли для Беларуси. Он уже тогда принимал только свои решения, но хотя бы еще выслушивал остальных членов того же Совета Безопасности.

То же самое произошло и с программой первоочередных экономических мер, которую я подготовил с командой экспертов. Лукашенко ее подписал, а через полгода перечеркнул, не выполнив ни одного пункта. После моей критики лукашенковской модели развития он сказал мне: “Мы же в одной команде, а Вы позволяете себе критиковать наши шаги!”.

А некоторое время спустя Лукашенко не дал мне слова на Совете Безопасности, заявив при всех: “Станислав Антонович, все равно знаю, что Вы хотите сказать". Мои предложения о кардинальных преобразованиях были неприемлемы для него.

Мясникович занимал в то время одинаковую со мной позицию, но перестал ее придерживаться. Другие чиновники также начали подлаживаться под глубинные убеждения Лукашенко.

За 20 лет и наши люди приспособились к первому президенту. С другой стороны, они приспосабливались и к коммунизму, и к фашизму.

Все эти годы Лукашенко у власти по причине поддержания минимального социально-экономического благосостояния населения за счет российских дотаций и долгов. Внешний госдолг вырос до 39% ВВП! Но вместо проведения реформ мы взяли и проели эти деньги. Ну что это такое, когда Мясникович хвастается, что валовой продукт в этом году будет 73 миллиарда. Это крайне мало для 10-миллионной страны.

Отсутствие демократии – вторая причина 20-летнего правления Лукашенко. Бог дал человеку выбор, а Лукашенко своему народу выбора не дает. Нет по телевизору иных программ развития нашей страны, а на экране только один политик.

И как мы в таких условиях можем верить даже независимой социологии о рейтингах Лукашенко, если народ не может увидеть по телевизору альтернативу? Были бы совсем другие опросы, если бы выступил президент, а за ним – представители оппозиции.

Самый большой минус Лукашенко – то, что он не дает народу права выбора.

Самый большой его плюс – умение очень хорошо "доить" Россию и жить на халяву. Он сдает суверенитет, но торгуется и много чего выторговывает. Он живет за счет тех ресурсов, которые Бог дал россиянам.

Некоторые называют плюсом Лукашенко и формальное сохранение независимости. Да, Кебич, который выступал даже против введения национальной валюты, был бы в этом случае слабее. Но нынешний руководитель Беларуси наносит огромный вред стране на перспективу, поставив нас в зависимость от России.

Я считаю и вижу, что Лукашенко за 20 лет не изменился и глубинные его представления о власти и мире в общем – остались прежними, то есть советскими.

20 лет назад я ожидал, что в большей степени поменяется и белорусское общество. Но оно изменилось в основном в рядах студенческой молодежи. А вот значительная часть профессорско-преподавательского состава родного мне нархоза не поменяла своих глубинных убеждений, сохранив советское мышление. На отделении банковского дела студентов, как и прежде, учат выполнению инструкций, а не пониманию, почему у нас ВВП растет на 1%, а денежная масса – на 20. А потом все удивляются, откуда девальвация.

Я считаю, что белорусское общество достойно Лукашенко. Моя знакомая говорит: “Нам великолепно жилось при Брежневе, отлично живем при Александре Григорьевиче! Есть хлеб, молоко и вино".

У нее пенсия 2,3 млн.

И это электорат Лукашенко, которому не нужно культурной или цивилизационной составляющей в жизни.


Справка.

Станислав Богданкевич, доктор экономических наук, профессор. Председатель Правления Национального Банка РБ (1991-1995), почетный председатель Объединенной гражданской партии. Фото: photo.bymedia.net
Станислав Богданкевич, доктор экономических наук, профессор. Председатель правления Национального банка (1991-1995), почетный председатель Объединенной гражданской партии.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Станислав Богданкевич: Белорусское общество достойно Лукашенко