Слишком дорогой утильсбор. Продолжение истории “неплательщиков“, которые по-прежнему в отчаянии
Не так давно "нарушителям" из Борисова казалось, что их проблема почти решена - по крайней мере, им озвучили возможные пути выхода из сложившейся ситуации с минимальным для них ущербом. Однако в системе снова произошел сбой.
Напомним, без вины виноватые Эдуард, Михаил и Кирилл - пенсионер, водитель скорой помощи и строитель, ранее друг с другом не знакомые, - внезапно стали должны государству более 60 млн рублей каждый: мол, недоплатили утильсбор при постановке автомобилей на учет.
Слишком дорогой утильсбор: чужая ошибка обернулась арестом квартир нескольких автовладельцев
Мужчины купили в России в начале 2014 года б/у машины: бюджетные Skoda Fabia, Renault Laguna и VW Passat B5. В начале марта уплатили утильсбор - чуть более 800 тыс. рублей, как рассчитали им при составлении документов. Однако уже в ноябре выяснилось, что расчеты были неверными, и теперь автовладельцы должны доперечислить в бюджет "недоплаченный" сбор, пени, штраф налоговой. Их имущество арестовано, Минская региональная таможня подала в суд на взыскание задолженности.
В прошлом материале AUTO.TUT.BY совместно с начальником Минской региональной таможни Александром Богдевичем вроде бы нашли выход для "попавших" автовладельцев: людям нужно было признать сделки, совершенные на территории Беларуси (справки-счета), недействительными и на основании этого внести изменения в регистрационные документы автомобилей. В этом случае все претензии таможни бы снимались - МРТ была готова отозвать иски и прекратить процесс взыскания денег.
Со ссылкой на разъяснения, данные Государственному таможенному комитету ГАИ МВД Беларуси, представитель Минской региональной таможни пояснял AUTO.TUT.BY и автовладельцам, что это можно сделать и в досудебном порядке: "Граждане могут обратиться в ГАИ по месту регистрации автомобиля с соответствующим заявлением. К нему необходимо приложить документы, подтверждающие недействительность сделки о приобретении автомобиля на территории Беларуси [это, например, может быть документ-договоренность между лицом, выдавшим счет-справку, и покупателем о признании сделки недействительной]. Далее компетентный орган - в данном случае УВД - проведет проверку заявленных сведений. Если подтвердится их достоверность, изменения в техпаспорт будут внесены".
Те самые "разъяснения ГАИ" (за подписью заместителя начальника Госавтоинспекции страны Александра Цегельника) мы, к сожалению, показать не можем - документ внутренний, межведомственный, для публикации в СМИ не предназначенный. Но суть его передана в нашем предыдущем материале в комментарии таможни.
Проблема лишь в том, что сотрудники ГАИ "на местах" разъяснений вышестоящей структуры не читали - поэтому заявлений о внесении изменений в регистрационные документы у "жертв утильсбора" поначалу брать не хотели вообще. Один из наших героев, водитель скорой Михаил, все же настоял - но через два дня получил отказ: начальник МРЭО ГАИ Борисова не усмотрел оснований, "заявление оставлено без удовлетворения".
Получить комментарий относительно данной ситуации в ГАИ МВД AUTO.TUT.BY не удалось: вопрос, как такая ситуация могла возникнуть, остался без ответа.
Автовладельцы снова отчаялись.
Теперь у них есть несколько вариантов дальнейшего развития событий:
обжаловать отказ ГАИ в региональной прокуратуре - именно так планирует сделать водитель скорой Михаил;
обжаловать отказ ГАИ Борисова в вышестоящей структуре, ГАИ Минской области или Управлении ГАИ МВД, - автовладельцы не верят в успех этого пути, так как предполагают, что "решение об отказе было принято по указанию руководства - никто не хочет нести ответственность за недополученные бюджетом деньги";
обжаловать отказ ГАИ в суде.
Или же, не дожидаясь очередных отказов, идти в суд и аннулировать счет-справку там. Стоит, наверное, пояснить, почему для автовладельцев так принципиально важно решить проблему не в суде: для составления искового заявления людям нужна юридическая помощь - это деньги; нужно заплатить госпошлину за рассмотрение исков - тоже, хоть и небольшие, но деньги. А давайте не забывать, что речь идет о пенсионере и водителе скорой - людях небогатых.
Пенсионер Эдуард, например, уже не верит в возможность досудебного разрешения ситуации, поэтому он подал в суд иск о признании сделки купли-продажи (счет-справки) недействительной. И заплатил госпошлину - 3 базовые величины. А перед этим съездил в Россию, чтобы еще раз в ГИБДД подтвердить дату снятия автомобиля с учета для вывоза в РБ - это в случае сомнений сможет подтвердить первичность оформления именно договора купли-продажи, а не справки-счета.
Мужчина говорит, что "уже очень устал и очень боится того, что к нему все-таки придут судебные приставы и заберут его имущество". 12 июня у него должно было быть судебное заседание по иску таможни о взыскании недоплаченного утильсбора и пени, но юристы Минской региональной таможни направили в суд просьбу отложить слушание (дав тем самым мужчине возможность и время внести изменения в документы).
- Судья спросила, признаю ли я себя виновным. В чем?! Я до сих пор не понимаю, в чем я виноват. 2,5 млн адвокату, который должен представлять мои интересы в этой тяжбе. 540 тысяч я заплатил за иск об аннулировании справки-счета, еще столько же заплачу за внесение изменений в техпаспорт. Поездки в Минск, в Россию... Эта история уже обошлась мне слишком дорого - как финансово, так и морально.
На данном этапе развития ситуации к решению проблемы подключились и специалисты "Белтаможсервиса" - той самой организации, сотрудники которой, напомним, исчисляли сумму утильсбора для наших героев. Документы, поданные в таможню, как мы помним, были составлены с ошибкой, которая и привела к последующим проблемам.
- Наши юристы связались с автовладельцами из Борисова [имеются в виду Эдуард и Михаил, строителю Кириллу из Светлогорска сбор исчисляли сотрудники другой компании], мы предложили им юридическую помощь в судебном аннулировании сделки на территории Беларуси (справки-счета). Госпошлину за рассмотрение иска мы предложили возложить на ответчика [ипэшников, которые оформляли заведомо незаконные счет-справки], - сообщили AUTO.TUT.BY в "Белтаможсервисе".
AUTO.TUT.BY будет следить за развитием ситуации.
...После первой проблемной публикации на эту тему нам написали более 10 автовладельцев из всей страны - у людей та же проблема: они регистрировали автомобили, купленные в России, в начале прошлого года; у всех них сотрудники ГАИ отказывались принимать договоры купли-продажи, заключенные в России, и отправляли за справкой-счетом; всем рассчитывали сумму утильсбора как физлицу, ввезшему автомобиль для личного пользования, - а в регистрационных документах фигурировали справки-счета; все они "попали" точно на такие же суммы "недоплат" и стали бороться за свои права. Их тяжбы с таможней пока на разных этапах.
Напомним, без вины виноватые Эдуард, Михаил и Кирилл - пенсионер, водитель скорой помощи и строитель, ранее друг с другом не знакомые, - внезапно стали должны государству более 60 млн рублей каждый: мол, недоплатили утильсбор при постановке автомобилей на учет.
Слишком дорогой утильсбор: чужая ошибка обернулась арестом квартир нескольких автовладельцев
Мужчины купили в России в начале 2014 года б/у машины: бюджетные Skoda Fabia, Renault Laguna и VW Passat B5. В начале марта уплатили утильсбор - чуть более 800 тыс. рублей, как рассчитали им при составлении документов. Однако уже в ноябре выяснилось, что расчеты были неверными, и теперь автовладельцы должны доперечислить в бюджет "недоплаченный" сбор, пени, штраф налоговой. Их имущество арестовано, Минская региональная таможня подала в суд на взыскание задолженности.
В прошлом материале AUTO.TUT.BY совместно с начальником Минской региональной таможни Александром Богдевичем вроде бы нашли выход для "попавших" автовладельцев: людям нужно было признать сделки, совершенные на территории Беларуси (справки-счета), недействительными и на основании этого внести изменения в регистрационные документы автомобилей. В этом случае все претензии таможни бы снимались - МРТ была готова отозвать иски и прекратить процесс взыскания денег.
Со ссылкой на разъяснения, данные Государственному таможенному комитету ГАИ МВД Беларуси, представитель Минской региональной таможни пояснял AUTO.TUT.BY и автовладельцам, что это можно сделать и в досудебном порядке: "Граждане могут обратиться в ГАИ по месту регистрации автомобиля с соответствующим заявлением. К нему необходимо приложить документы, подтверждающие недействительность сделки о приобретении автомобиля на территории Беларуси [это, например, может быть документ-договоренность между лицом, выдавшим счет-справку, и покупателем о признании сделки недействительной]. Далее компетентный орган - в данном случае УВД - проведет проверку заявленных сведений. Если подтвердится их достоверность, изменения в техпаспорт будут внесены".
Те самые "разъяснения ГАИ" (за подписью заместителя начальника Госавтоинспекции страны Александра Цегельника) мы, к сожалению, показать не можем - документ внутренний, межведомственный, для публикации в СМИ не предназначенный. Но суть его передана в нашем предыдущем материале в комментарии таможни.
Проблема лишь в том, что сотрудники ГАИ "на местах" разъяснений вышестоящей структуры не читали - поэтому заявлений о внесении изменений в регистрационные документы у "жертв утильсбора" поначалу брать не хотели вообще. Один из наших героев, водитель скорой Михаил, все же настоял - но через два дня получил отказ: начальник МРЭО ГАИ Борисова не усмотрел оснований, "заявление оставлено без удовлетворения".
Получить комментарий относительно данной ситуации в ГАИ МВД AUTO.TUT.BY не удалось: вопрос, как такая ситуация могла возникнуть, остался без ответа.
Автовладельцы снова отчаялись.
Теперь у них есть несколько вариантов дальнейшего развития событий:
обжаловать отказ ГАИ в региональной прокуратуре - именно так планирует сделать водитель скорой Михаил;
обжаловать отказ ГАИ Борисова в вышестоящей структуре, ГАИ Минской области или Управлении ГАИ МВД, - автовладельцы не верят в успех этого пути, так как предполагают, что "решение об отказе было принято по указанию руководства - никто не хочет нести ответственность за недополученные бюджетом деньги";
обжаловать отказ ГАИ в суде.
Или же, не дожидаясь очередных отказов, идти в суд и аннулировать счет-справку там. Стоит, наверное, пояснить, почему для автовладельцев так принципиально важно решить проблему не в суде: для составления искового заявления людям нужна юридическая помощь - это деньги; нужно заплатить госпошлину за рассмотрение исков - тоже, хоть и небольшие, но деньги. А давайте не забывать, что речь идет о пенсионере и водителе скорой - людях небогатых.
Пенсионер Эдуард, например, уже не верит в возможность досудебного разрешения ситуации, поэтому он подал в суд иск о признании сделки купли-продажи (счет-справки) недействительной. И заплатил госпошлину - 3 базовые величины. А перед этим съездил в Россию, чтобы еще раз в ГИБДД подтвердить дату снятия автомобиля с учета для вывоза в РБ - это в случае сомнений сможет подтвердить первичность оформления именно договора купли-продажи, а не справки-счета.
Мужчина говорит, что "уже очень устал и очень боится того, что к нему все-таки придут судебные приставы и заберут его имущество". 12 июня у него должно было быть судебное заседание по иску таможни о взыскании недоплаченного утильсбора и пени, но юристы Минской региональной таможни направили в суд просьбу отложить слушание (дав тем самым мужчине возможность и время внести изменения в документы).
- Судья спросила, признаю ли я себя виновным. В чем?! Я до сих пор не понимаю, в чем я виноват. 2,5 млн адвокату, который должен представлять мои интересы в этой тяжбе. 540 тысяч я заплатил за иск об аннулировании справки-счета, еще столько же заплачу за внесение изменений в техпаспорт. Поездки в Минск, в Россию... Эта история уже обошлась мне слишком дорого - как финансово, так и морально.
На данном этапе развития ситуации к решению проблемы подключились и специалисты "Белтаможсервиса" - той самой организации, сотрудники которой, напомним, исчисляли сумму утильсбора для наших героев. Документы, поданные в таможню, как мы помним, были составлены с ошибкой, которая и привела к последующим проблемам.
- Наши юристы связались с автовладельцами из Борисова [имеются в виду Эдуард и Михаил, строителю Кириллу из Светлогорска сбор исчисляли сотрудники другой компании], мы предложили им юридическую помощь в судебном аннулировании сделки на территории Беларуси (справки-счета). Госпошлину за рассмотрение иска мы предложили возложить на ответчика [ипэшников, которые оформляли заведомо незаконные счет-справки], - сообщили AUTO.TUT.BY в "Белтаможсервисе".
AUTO.TUT.BY будет следить за развитием ситуации.
...После первой проблемной публикации на эту тему нам написали более 10 автовладельцев из всей страны - у людей та же проблема: они регистрировали автомобили, купленные в России, в начале прошлого года; у всех них сотрудники ГАИ отказывались принимать договоры купли-продажи, заключенные в России, и отправляли за справкой-счетом; всем рассчитывали сумму утильсбора как физлицу, ввезшему автомобиль для личного пользования, - а в регистрационных документах фигурировали справки-счета; все они "попали" точно на такие же суммы "недоплат" и стали бороться за свои права. Их тяжбы с таможней пока на разных этапах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники