Лукашенко и его правительство балансирования

Валерий Карбалевич, белорусская служба радио "Свобода" / перевод UDF.BY
20 декабря 2015, 03:09
Десять дней назад, размышляя на тему, почему Лукашенко не утверждает новое правительство, я высказал гипотезу, что, возможно, он ждет результатов своей поездки в Москву.

И вот визит в Россию состоялся. Из многолетнего опыта белорусско-российских отношений можно уже вывести определенные закономерности, правила, традиции. Одна из них заключается в том, что если после переговоров главы государств ограничиваются общими фразами, то можно сделать вывод, что они ни о чем серьезном не договорились.

Какие-то хозяйственные вопросы президенты передали на обсуждение правительствам. Думаю, речь идет об объеме поставок российской нефти на белорусские НПЗ в следующем году (Минск просит увеличить этот объем на 1 млн тонн), а также о ценах на нефть и газ. Белорусская сторона просит Москву, в связи с падением мировых нефтяных цен, снизить цены для Беларуси. Но вряд ли эти вопросы принципиально повлияют на ситуацию в белорусской экономике в следующем году. Она довольно ясна, и от того не менее мрачная. Чуда не произошло, манна небесная из России не посыпалась.

Поэтому сразу же после возвращения из Москву 16 декабря Лукашенко провел совещание «по актуальным вопросам социально-экономического развития». И заявил: «Прежде всего речь пойдет о составе будущего правительства и некоторых актуальных вопросах в экономике, особенно в плане вчерашних переговоров в Москве». Ведь больше не на что надеяться, и не стоит затягивать процедуру формирования правительства. И было принято решение назначить руководство Совета Министров (премьера и вице-премьеров) в прежнем составе. В тот же день был подписан соответствующий указ.

Думаю, одна из причин, по которой Лукашенко не стал менять старую правительственную команду, заключается в необходимости продолжать переговоры с МВФ. Определенные результаты уже достигнуты, по многим параметрам экономической политики удалось договориться. Имеется определенный психологический контакт между участниками переговоров, которые стали разговаривать на одном языке. А в таком деликатном деле эти тонкие вещи имеют немалое значение.

С другой стороны, можно, конечно, говорить, что какое вообще имеет значение, кто возглавит Совет Министров и войдет в его состав? Ведь в Беларуси правительство «техническое». В том смысле, что оно не определяет экономическую политику. Это функция президента. Правительство — лишь исполнительный орган, оно осуществляет социально-экономический курс, определенный главой государства.

Тем не менее, состав правительства интересен в том плане, что он является определенным маркером, свидетельствует о том, какую экономическую политику собирается реализовывать Лукашенко.

Если с этой точки зрения оценивать нынешнее решение главы государства, то можно сделать вывод, что «новое старое» правительство вряд ли будет правительством реформ. Хотя Лукашенко и критиковал их реформаторские устремления. Ведь их предложения о реформах выдвигались не потому, что эти люди являются сторонниками рыночной экономики. Вряд ли у высоких чиновников есть определенные убеждения. Те, у кого они были, давно ушли (Богданкевич, Чигирь, Соснов и др.). В результате жесткого естественного отбора остались только те, кто готов выполнять любой приказ вождя. Это правительство «крепких хозяйственников».

Предложения правительству о необходимости перемен в экономической политике появились из-за того, что Лукашенко ставит перед ними невыполнимые задачи: любым путем добиться экономического роста. Поскольку премьер и вице-премьеры понимают, что это в пределах существующей модели невозможно, то они и говорят о необходимости что-то менять.

А поскольку сам Лукашенко является противником структурных реформ в экономике, то это правительство не может быть правительством развития. Это будет правительство балансирования — чтобы поддержать жизнь в нежизнеспособных госсекторе и не обвалить при этом финансовую систему, чтобы регулярно выплачивать зарплаты и пенсии и не вызывать большой инфляции. Чтобы вернуть долги, не имея пока источников иностранного кредитования. Чтобы сократить социальные расходы, не вызывая массовых протестов населения. Маневрирование между различными вызовами — этому нынешнее правительство немного научилось в течение текущего года. А большего от него и не требуется. Экономическая политика — не его дело. Ведь политик в Беларуси один.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDF.BY может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники

Новости других СМИ