Андрей Суздальцев: Лукашенко добился снятия санкций за счет России

Андрей Суздальцев, politoboz.com
22 февраля 2016, 09:43
15 февраля 2016 года санкции против Беларуси, за несколькими исключениями, продлены не были. Это событие не стало сенсацией, так как его ждали, но, безусловно, оно войдет в анналы истории республики.

Нет секрета и в том, что снятие санкций лоббировали в Евросоюзе высокопоставленные персоны, которые активно сотрудничали с официальным Минском. Но в любом случае, заслуги В. Макея и А. Лукашенко в снятии санкций трудно переоценить.

Автор этих строк придерживается мнения, что в принципе не должно быть никаких международных экономических и политических санкций в мирное время. Этот инструмент должен быть исключен из арсенала международных отношений.

Отрицательное отношение к санкциям связана не с неким «сочувствием» к авторитарным лидерам, вроде Ким Чен Ына или А. Лукашенко, которым санкции не очень мешают наслаждаться жизнью, а с тем, что за санкции, как правило, приходится рассчитываться населению и частному бизнесу, который терпит от них убытки и теряет вложенные деньги (справедливости ради, необходимо отметить, что это непосредственно не относится к снятым с Беларуси санкциям). Но в итоге, как правило, санкции отравляют отношения между странами и народами на столетия.


«Расходный материал»

Не стоит забывать, что веденные внешние санкции автоматически делают оппозицию маргинальной силой, позволяя считать её «пятой колонной». В итоге оппоненты режима, все в большей степени сталкиваясь с проблемами политической деятельности внутри страны, фактически возлагают ответственность за смену режима на внешние силы, яростно отстаивая введенные санкции. Авторитарный лидер, в свою очередь, отмечая столь своеобразную деятельность своих оппонентов, натравливает на оппозицию население и этим только укрепляет свою власть. Санкции помогают авторитаризму, а не борются с ним.

Если оппозиция связывает себя с исключительно внешним воздействием на авторитарный режим, рассчитывая на усиление внешнего давления на руководство своей страны, то отмена по тем или иным причинам санкций приводит оппонентов режима к политической катастрофе.

Но и в этом случае вряд ли оппозиция поймет и, тем более, не признает, что ею, как расходным материалом, пользовались в целях достижения определенных геополитических целей. Ведь в итоге этим «расходным материалом» оказалась страна…


Политический бумеранг

Но есть еще одна проблема, связанная с санкциями. Дело в том, что введение санкций всегда является запуском политического бумеранга и в итоге наносит огромный ущерб политическому авторитету прежде всего тех стран, которые выступили инициаторами санкций. Ведь рано или поздно санкции придется отменять…

В этом плане трудно не согласиться с К. Коктышем, который заявил, что в «первую очередь решение Евросоюза было спасением лица самого Евросоюза, потому что совершенно невозможно было продолжать утверждать, что в Беларуси авторитаризм, а в Украине — демократия…» («СБ», № 30 (24912)

Для примера можно упомянуть процесс снятия санкций с Ирана, когда США не только на глазах всего мира буквально «отползали» по всем ранее выдвинутым претензиям к Тегерану, но и уговаривали Брюссель последовать их примеру. При этом не скрывалось, что главная цель санкций – ликвидация иранской ядерной программы, уже не актуальна, когда необходимо вывести на мировой рынок иранскую нефть, чтобы довести нефтяные цены до уровня, позволяющего развалить экономику России.

Необходимо напомнить, что Иран в ходе переговоров о снятии с него санкций пошёл на минимальные уступки, чему откровенно радовались в Тегеране.

В отношении Беларуси в Евросоюзе неоднократно говорили о неких «позитивных изменениях» во внутренней политике администрации А. Лукашенко, но никаких конкретных примеров, кроме очередного освобождения политических заключенных, традиционно в Беларуси выполняющих роль заложников, не приводили. Хотя А. Лукашенко 12 октября 2015 г. характеризуя уже завершившуюся предвыборную кампанию, уверял: "Мы сделали все, чтобы нас никто не упрекнул, особенно западные партнеры и наблюдатели. Что мы еще не сделали, чтобы Запад, наконец, увидел некие элементы демократичности в Беларуси?" (http://sputnik-eorgia.ru/world/20151012/228745181.html)

В принципе, если считать избрание на пятый президентский срок вершиной развития демократии, то тогда Евросоюз можно понять…

Но сейчас, в феврале 2016 года никаких внутренних трансформаций, позволяющих говорить о некой «демократизации» политический режим в Беларуси власти так и не продемонстрировали.

Так (почему же) за что тогда не продлили санкции против официального Минска?


«А был ли мальчик»?

Стоит напомнить, что снятые санкции не представляли из себя что-то роковое для белорусской экономики и, тем более, суверенитета Беларуси. За исключением весьма осторожных экономических ограничений, под санкциями подразумевалось визовое эмбарго для 170 высших белорусских чиновников, включая самого А. Лукашенко.

Запад буквально ювелирно обошел санкциями белорусский «валютный цех»: экспорт на европейский рынок белорусских нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, и продажу калийных удобрений. Иными словами, санкции носили во многом символический характер, призванные в первую очередь ограничить коммуникации режима А. Лукашенко с Западом.

В 2012 году к спискам невъездных в ЕС присоединили и ряд белорусских олигархов, которые использовали в своём бизнесе деньги правящей «семьи».

Большинству представителей правящей в Беларуси властной группировки, санкции, естественно, действовали на нервы, ограничивая их культурный досуг в лучшем случае поездками в Сочи, где белорусские власти упорно и настойчиво год за годом выкупают любые подходящие для строительства участки. К слову, эта тема ещё не получила своего развития в незаконченном цикле статей «Корпорация Беларусь».

Более того, есть масса свидетельств того, что попавшие под санкции представители белорусского истэблишмента все-таки посещали Западную Европу. Меняли одну букву в фамилии и получили шенгенскую визу. К примеру, несколько лет назад в Вильнюсе неоднократно видели Наталью Петкевич…

Но даже столь незначительные ограничения давали белорусским властям повод постоянно напоминать Москве, что «республика переживает санкции», «ей сложно» и «Беларусь достойна поддержки», так как (внимание!) «её наказывают за братскую дружбу с Россией и за стремление к интеграции с Москвой».

Особенно проникновенно жаловался А. Лукашенко. Стоит признать, что наказание за интеграцию визовыми ограничениями можно считать все-таки весьма экзотической мерой.

Необходимо признать, что постоянные жалобы белорусских властей все-таки воздействовали на российское руководство. Именно поэтому годы применения западных санкций в отношении Беларуси совпали с процессом неуклонного роста дотаций и преференций для белорусской экономики со стороны России.

Прежде всего, это сказалось на стоимости критично важных для Беларуси поставок природного газа и нефти… К этому потоку благ Беларусь привыкла и воспринимала дешевые энергоносители из России, как естественную дань от своего «сырьевого придатка».

Понятно, что ждать благодарности от «единственного союзника» Москве не стоило. Когда уже Россия попала под санкции (2014 г.) и встал вопрос о поддержке со стороны «единственного союзника», то некоторые белорусские эксперты буквально в один голос вдруг заговорили о том, что когда ЕС ввел против Минска «ужасные санкции», то Москва «не поддержала» Минск (?). Видимо, самые дешевые энергоносители на континенте в Беларусь десятилетиями поставляла… Украина!


За что?

Возвращаемся к главному вопросу: За что сняли с Минска санкции? Тут мгновенно проявилась настоящая политическая интрига. На игровой «поверхности», т.е. в медиа-пространстве, можно обнаружить три основные причины отмены санкции против официального Минска:

1. «Белорусские власти освободили политзаключенных». Эта версия наиболее популярна в европейских СМИ. Но тогда возникает вопрос: политзэков выпустили в сентябре прошлого года, а санкции отменили только в феврале 2016 г. Почему?

2. «Минск внес «решающий» или «большой» или «основополагающий» (нужное подчеркнуть) вклад в украинское урегулирование, инициировав «минский процесс». Данная версия наиболее популярна в белорусском медиа-пространстве, где также аккумулируются и благодарные цитаты западных политиков и политологов. Но прекрасно известно, что минский процесс инициировала «Нормандская четверка», которая воспользовалась Минском, как «переговорной площадкой». Нет подписи А. Лукашенко и под «Минском-2», где лидеры Франции, Германии и России выступили в роли гарантов соглашения;

3. Белорусские власти вознаграждены за более-менее приличное (по версии ОБСЕ и т.д.) проведение президентских выборов 2015 года, где в роли главного оппонента А. Лукашенко выступила женщина (Т. Короткевич), что так по-европейски... Данная версия встречается в основном в европейских СМИ, но при этом в ЕС как-то уклоняются от того факта, что А. Лукашенко вышел на пятый срок.

В общем, Брюссель и Минск явно путаются в истинных причинах снятия санкций, хотя могли хотя бы договориться. Понятно, что никакие политзаключенные, никакие Татьяны Короткевич не стали основанием для отмены санкций. Попытки белорусского руководства из «буфетчика» стать модератором минского процесса (на эту тему в Минске в феврале 2016 года специальную конференцию провели) смешны. В той же России Минск видят только в роли «переговорной площадки», на которую самих белорусов не пускают.

Но в итоге в первую очередь проговорился Запад. Глава европейской дипломатии Федерика Могерини заявила: «Нет никаких геополитических причин. Наши решения всегда основываются на контексте и достижениях. Это относится и к сегодняшнему решению» (15 февраля 2016 г.). http://naviny.by/rubrics/eu/2016/02/15/ic_news_627_470835/) . Ну кто за язык тянул? В общем, главная цель – Россия.


Вот где собака зарыта!

16 февраля 2016 г. во время записи в студии российского федерального телевизионного канала ТВЦ передачи «Право голоса» известный российский политолог Сергей Михеев затронул тему снятия санкций с Беларуси, высказав в принципе консолидированное мнение российского политического класса и экспертного сообщества: «Втягиваете (сманиваете) Лукашенко против нас!». Украинские эксперты тут же словно с цепи сорвались: « А вы не завидуйте!».

Конечно, трудно представить, чтобы российский истэблишмент завидовал А. Лукашенко, но то, что снятие санкций с Минска является попыткой нанести удар по России -- никто в Москве не сомневается. Именно поэтому до сегодняшнего дня МИД РФ на отмену санкций в отношении «единственного союзника» не отреагировал ни письменно, ни устно. Очень громкая тишина.

Тем не менее, сейчас получается, что А. Лукашенко на фоне В. Путина является буквально «маяком демократии». Это к разговору об европейских ценностях…

Безусловно, А. Лукашенко в преддверии Высшего ГосСовета Союзного государства, очень заинтересован в том, чтобы снятие санкций с Минска не воспринималось в Москве, как вызов.


Отработал

Проблема в том, что «шила в мешке» не утаишь: А. Лукашенко максимально отработал освобождение себя от западных санкций:

- официально не признал присоединение Крыма к России;

- занял проукраинскую позицию в российско-украинском противостоянии;

- практически обнулил российские антисанкции против Евросоюза, организовав на территории РБ крупнейший на планете контрабандный терминал;

- отказал России в размещении на белорусской территории авиационной базы, чем нанес ощутимый удар как по ОДКБ, так и по Союзному государству Беларуси и России…

Список можно продолжить, но вывод очевиден: А. Лукашенко добился снятия санкций за счет России.

Более того, кое-кто в Минске пытается предательством еще бахвалиться и заодно поучать Москву: «Что касается позиции ЕС, то он проявил «акт милосердия» вовсе не потому, что пошел навстречу пожеланиям белорусов. Это был предлог, чтобы, во-первых, покончить с бессмысленными, отдающими нафталином санкциями, длящимися долгие годы. Во-вторых, наглядно продемонстрировать «несговорчивой», находящейся под еще более суровыми санкциями России, какое замечательное будущее ее ждет, если она перестанет показывать всему миру свою твердую позицию по Сирии, по Украине, другим «горячим точкам» на земном шаре и спорным международным проблемам» (http://www.souzveche.ru/articles/politics/29865/). Спасибо, конечно, за «науку».

В общем, «единственный союзник» открыто советует Москве сдаться на милость Вашингтона, Берлина, Киева и ещё Анкаре с ИГИЛ в придачу… и будет России счастье?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники

Новости других СМИ