Лукашенко - волк в овечьей шкуре

Лукаш Венерски, Юлия Гудач, Институт общественных проблем (Польша), специально для charter97.org
13 мая 2016, 18:29
Польская сторона не раз заявляла, что хотела бы видеть Беларусь сильной, независимой, демократической европейской страной.

Находясь под властью Александра Лукашенко, Беларусь, к сожалению, двигалась в противоположном направлении, а надежды на какое-либо сотрудничество не оправдались. Очередные президентские выборы 2010 года, завершившиеся массовым арестом оппозиционеров и разгоном многотысячного митинга, усугубили отношения Беларуси с западными партнёрами, вызвав их резкую критику белорусского режима. После декабрьских событий, Лукашенко в своих публичных выступлениях неоднократно обвинял Польшу, а также, например, Германию в попытке государственного переворота и свержения конституционного строя в Беларуси.

В 2011 году, в ответ на преследования белорусской оппозиции и репрессии против протестующих граждан, польские власти запретили въезд в Польшу Александру Лукашенко и некоторым белорусским чиновникам. На фоне этих событий дипломатические отношения были заморожены – никаких встреч между высокими должностными лицами не происходило и совместных проектов не планировалось. Однако польское правительство всячески оказывало поддержку белорусскому населению, например, принимая на бесплатную учёбу белорусских студентов, отчисленных из высших учебных заведений Беларуси за участие в демонстрациях против нынешнего режима. Одним словом Польша старалась создавать благоприятные условия для въезда на территорию Польши, трудоустройства и для ведения бизнеса.

В настоящее время вновь произошли изменения в польско-белорусских отношениях. Благодаря участию Беларуси в качестве посредника в процессе урегулирования конфликта в Украине, а также освобождению политзаключенных, Лукашенко дождался отмены большинства санкций, введенных в отношении Беларуси, в том числе запрета на въезд в Евросоюз для президента и 170 белорусских чиновников.

Отправной точкой для новой политики в отношении Беларуси является измененная стратегия «Европейской политики соседства». Первоочередным заданием для Евросоюза является обеспечение стабильности в регионе, а такие вопросы как демократия и права человека отходят на задний план. Причиной резкого изменения политики Евросоюза послужила геополитическая ситуация в регионе. Вследствие политики России, в том числе и агрессии Кремля в отношении Украины, войны в Сирии и миграционного кризиса, Евросоюз пытается максимально защититься от потенциальных конфликтных ситуаций, которые могли бы дестабилизировать регион.

Ответа со стороны польских властей на общеевропейские тенденции долго ждать не пришлось. В конце марта Беларусь посетил польский министр иностранных дел Витольд Ващиковский. Визит польского гостя включал в себя политическую, экономическую и эмоциональную составляющую. Во время визита обсуждались: проект малого приграничного движения, деятельность в Беларуси польских общеобразовательных учреждений и проблемы польского меньшинства.

Является ли новая политика польских властей правильной? Наверное, и да, и нет. Многие аналитики, занимающиеся белорусской проблематикой, подчеркивают что Лукашенко, конечно, не является идеальным партнером на международной арене, но пока альтернативы нет и нужно как-то пытаться с ним сотрудничать. В этой статье мы не критикуем этот подход, а даем пищу для размышлений, с каким политиком и каким режимом хотим «брататься».


«Час икс» для оппозиции?

«Это не Евросоюз изменил политику в отношении Беларуси, а Минск скорректировал свою политику, освобождая политических заключенных и проводя в прошлом году избирательную кампанию несколько по-другому, чем пять лет назад. Совместное решение Евросоюза об отмене санкций — это новый шанс для Беларуси и сигнал о готовности Евросоюза развивать диалог с Минском. Польша целенаправленно поддержала это решение» - заявил польский министр иностранных дел Ващиковский, подводя итоги своего визита в Беларусь и встречи с президентом Лукашенко.

Действительно, в августе 2015 года было освобождено 6 политзаключенных, в том числе и Николай Статкевич, экс-кандидат в президенты от оппозиции в выборах 2010 года. Но остается открытым вопрос, почему польские и европейские власти верят (а может, только делают вид, что верят), что в этот раз измененная политика Лукашенко будет носить долгосрочный характер. Напомним, что подобные события наблюдались уже в 2008 году. Попытка нормализовать отношения с Западом (скорее получить кредит от МВФ) привела тогда к освобождению трех политзаключенных, в том числе Александра Козулина, кандидата в президенты на выборах 2006 года. Период «релаксации» закончился быстро – вместе с разгоном демонстрации после президентских выборов 2010 года.

Следует подчеркнуть, что освобождение политзаключенных это скорее «единовременная акция» в череде событий по уничтожению политической оппозиции. Многие политики, активисты и журналисты были вынуждены покинуть страну. Этот позитивный жест со стороны белорусской власти не должен затмить ее реальную сущность – Беларусь является страной деспотичной, где абсолютно под любым предлогом можно оказаться в тюрьме. Польскому правительству следует помнить об этом и с дистанцией относиться к каким-либо «продемократичным» действиям Лукашенко.

Во что утверждает экс-кандидат в президенты Беларуси Алесь Михалевич: «В нашей стране против каждого гражданина можно возбудить дело по любому поводу, передать его в суд, и суд примет решение, что человек виновен. Тысячи предпринимателей, и даже – не побоюсь сказать – десятки тысяч людей проходили через такое в Беларуси. Поэтому уровень несвободы в Беларуси очень высокий».


Более прозрачные выборы?

Комментируя свой приезд в Минск, министр иностранных дел Ващиковский подчеркнул, что основой для изменения политики в отношении Беларуси является тот факт, что избирательная кампания была проведена немного иначе, чем 5 лет назад. Действительно, не было демонстраций и зрелищных арестов, которые имели место в 2010 году. Но означает ли это, что Лукашенко смягчил свою позицию?

Ответ совсем другой – в течение последних пяти лет ему удалось успешно демонтировать часть оппозиции (кому-то пришлось уехать из страны, кого-то посадили в тюрьму), а остальную часть запугать. И поэтому уже в 2015 году не было кому протестовать. Немногие бы отважились пережить тот ад, который был 5 лет назад.

Широко распространенная практика фальсификации итогов выборов в Беларуси воспринимается Западом с огромным недоверием. После выборов немногие отважились сказать, как к ним на работу или по месту жительства приходили сборщики подписей с готовыми прописными листами, где требовалось поставить только роспись за кандидатов. А именно работников школ и больниц, а также других государственных учреждений, обязывали собирать подписи за указанного кандидата, хоть они и не являлись членами инициативной группы.


Шанс на развитие экономического сотрудничества?

Следующим шагом на пути к нормализации отношений с Беларусью будет развитие экономического сотрудничества. После визита министра иностранных дел Ващиковского запланирован визит премьер-министра Польши и министра по вопросам развития Матеуша Моравецкого. Следует в очередной раз задать вопрос - с какими проблемами премьер-министру придется столкнуться, если серьезно подойдет к созданию «нового профиля» экономических отношений Польши и Беларуси?

Ответ – с большими проблемами. За минувшие годы в белорусской экономике произошел ряд негативных изменений, который отразился на ее конкурентоспособности. Золотовалютные резервы истощились до 4,6 миллиарда долларов. Предприятия задерживают выдачу заработной платы, переходят на неполную рабочую неделю и отправляют сотрудников в неоплачиваемые отпуска.

С целью улучшить бюджетную ситуацию страны белорусские власти пытаются взимать дополнительные налоги и пошлины, а также продолжают традиционные попытки получения внешних кредитов. «Если не будет новых финансовых поступлений, сокращение доходов населения неизбежно», - отмечает аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Александр Автушко-Сикорский.

Лукашенко видит в Западе (в том числе и в Польше) прежде всего экономическую выгоду, лекарство для сильно «исхудавшей» экономики. И не имеет большого значения, кто вызвался помогать, Россия или Европа. Обещанные кредиты дают Лукашенко надежду на то, что все-таки удастся продержаться без проведения разумных экономических реформ.

Огромной проблемой в развитии отношений будет являться коррупция в Беларуси. Благодаря сделкам с властью каждый коррумпированный бизнесмен или работник администрации какого-либо учреждения может уйти от уголовной ответственности. Кроме того, не один пример показывает, что именно эти люди позже возвращаются к работе, в том числе и на высокие должности. Привлечение польского бизнеса в Беларусь в таких условиях не является самой хорошей идеей.


Положительные тенденции в сотрудничестве Польши и Беларуси

Авторы данной статьи старались показать, что Лукашенко хоть и пытается создать образ разумного политика и международного посредника, так или иначе, остается волком в овечьей шкуре. Польская власть должна держаться на некотором расстоянии от политики Лукашенко, ведь может оказаться, что все надежды на какие-либо перемены в Беларуси тщетны.

Тем не менее, это не означает, что Польша не воспользуется появившейся возможностью. Но прежде всего, следует обратить внимание на то, чтобы эти изменения в польско-белорусских отношениях принесли как можно больше пользы населению Беларуси и Польшы.

Во-первых, польское правительство обязано проследить, чтобы малое приграничное движение (МПП) между Польшей и Беларусью начало свою работу как можно быстрее. МПП позволит жителям приграничных районов ездить в соседнюю страну без визы. По мнению специалистов, развитие малого приграничного движения поможет укрепить деловые контакты, социально-культурные связи и послужит сильным экономическим стимулом. Проект МПП между Польшей и Беларусью был готов уже давно, но в начале 2011 года, из-за решения белорусских властей, оказался заморожен. Необходимо, наконец, решить эту проблему. На примере МПП двух польских воеводств и Калининградской области, можно судить о положительном влиянии этой инициативы как на экономические отношения, так и на отношения между людьми. В настоящее время МПП с Калининградом остается одной из немногих существующих инициатив польско-российских отношений, которая эффективно работает, несмотря на сложные отношения между странами.

Еще одно важное задание, которое Польша должна реализовать – урегулировать механизм получения виз для белорусов и поспособствовать открытию новых визовых центров. А также разрешить ряд проблем, связанных с регистрацией на визу через Интернет (жители все еще сталкиваются с такими трудностями). Решение этих проблем связано, прежде всего, с деятельностью посредников, или хакеров, а также с превышением полномочий должностных лиц и коррупцией.

И, наконец, вопрос, который также необходимо решить, касается ситуации польского меньшинства в Беларуси. Нынешняя политика нового польского правительства показывает, что ситуация меньшинства будет являться важным аспектом внешней деятельности Польши. Если Польше удастся достичь определенного прогресса в этой области в отношениях с Беларусью, это будет означать безусловный успех польской дипломатии.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDF.BY может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники

Новости других СМИ