Бомба замедленного действия

Михаил Брошин, gazetaby.com
5 августа 2016, 11:47
Итак, инцидент с корпусом реактора на Островецкой АЭС подтвержден на самом высоком уровне. Что будет дальше?

25 июля в независимых СМИ появляется информация об инциденте на АЭС в Островце, происшедшем 10 июля. Сообщается о падении корпуса реактора, как минимум, с двухметровой высоты.

26 июля российская Группа компаний АСЭ, которая является генподрядчиком строительства, заявляет БЕЛТА, что информация, распространяемая в интернете о якобы ЧП с повреждением корпуса реактора, не соответствует действительности.

В тот же день Министерство энергетики Беларуси подтвердило, что инцидент имел место. При этом сообщалось, что нештатная ситуация произошла на площадке хранения корпуса реактора при проведении такелажных работ по его перемещению в горизонтальной плоскости.

1 августа первый замдиректора госкорпорации «Росатом» Александр Локшин так описал «якобы ЧП с повреждением корпуса реактора»: «Никакого события, повлекшего какой-либо ущерб, не произошло. Максимум о чем можно говорить — о стершейся на корпусе заводской краске из-за трения металлических строп».

По его словам, во время перемещения реактора «на высоте около 4 метров возникла неисправность подъемного крана. Из-за этого корпус оставался в подвешенном состоянии больше получаса. Все это время перекос постепенно увеличивался. В итоге конструкция проскользнула по стропам и повисла диагонально, соприкоснувшись с землей».

Наконец, 4 августа свою версию событий изложил Александр Лукашенко, заявив, что ему представили кадры этого инцидента:

— Мне доложили на утро, когда этот инцидент произошел. Они перемещали его на складе, тренировались поднимать. Его подняли на мой рост, может, чуть выше, стропы не выдержали, и эта «бочка» одним краем упала на землю, с которой ее подняли… Даже если есть малейшие повреждения или царапины, мы от этого корпуса должны отказаться. 


Таким образом, глава государства подтвердил, что корпус реактора упал с двухметровой высоты. При этом удивительной выглядит точечная «неосведомленность» Лукашенко спустя без малого месяц о последствиях аварии. Руководитель Беларуси якобы до сих пор не в курсе, есть на «бочке» царапины или нет? При этом даже топ-менеджер «Росатома», отрицавший факт падения, признает наличие небольших повреждений в виде стершейся краски.


Новая информация о происшествии в Островце

Журналисты «Нашай нівы» побеседовали с пожелавшей остаться неназванной сотрудницей станции, которая рассказала, что случилось с корпусом:

«Рабочие на АЭС говорят, что днем были перебои со светом. Уже тогда начали установку реактора, но упал он ночью, примерно в половине второго.
Стропы, на которых держался реактор до установки, оказались короче на 30 сантиметров чем тогда, когда замеряли в России. Из-за этого реактор начал отклоняться. Одна сторона уходила на метр, а другая на пять. Целый час он держался в воздухе. А потом он просто упал.

Я не была во время того как он рухнул, но рабочие, которые работали в ночную смену, сказали, что грохот был большой. Этот же реактор весит 330 тонн. Ребята, которые ставили реактор, говорили, что все ставили по правилам.

Все это странно, так как реактор так обследовали, специалисты из «Росатома» изучали. Два или три месяца перед установкой инженеры слушали этот реактор и говорили, что там что-то не прослушивалось. Даже будучи не заправленным ураном, он выдает странные шумы. Когда готовили шахту, то не допускали погрешность даже до 6 миллиметров. А тут упал, абсурд какой-то.

Когда я утром пришла на работу, то уже все спрятали. Они снова натянули его на прежнее место, но видно, что реактор сейчас криво стоит».



Стоит ли ждать замены корпуса реактора?

Если воспринимать слова Александра Лукашенко буквально, то да. Ведь наличие мелких повреждений признают даже россияне, изначально опровергавшие сам факт ЧП.

Но не стоит спешить с выводами. Очень похоже на то, что власти Беларуси собираются спустить ситуацию на тормозах.

Дело в том, что замена корпуса реактора означает, что сроки окончания строительства АЭС сдвинутся. Причем, по мнению российского инженера-физика Андрея Ожаровского, на 3-4 года.

Такой расклад вряд ли по душе Александру Лукашенко, который является инициатором атомного проекта. Поэтому руководитель страны сейчас пытается успокоить соотечественников, демонстрируя, что у него всё под контролем.

Учитывая, что сколь-нибудь значимого волнения в обществе инцидент на АЭС не породил (комментарии в интернете чиновники всерьёз не воспринимают), вполне вероятно, что сценарий будет таков: комиссия, работающая сейчас в Островце, придет к выводу, что падение с двухметровой высоты никак не сказалось на рабочих свойствах и безопасности корпуса реактора. А, значит, ничто не мешает продолжить строительство, чтобы успеть к запланированному сроку пуска первого блока – ноябрь 2018-го.

АЭС в Островце стремительно превращается в бомбу замедленного действия…
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Бомба замедленного действия