Беларусь между молотом и наковальней

Александр Алесин, "Белорусские новости"
8 августа 2016, 09:38
В случае нарастания военного противостояния России и НАТО их соперничество за Беларусь будет усиливаться.

После июльского саммита НАТО в Варшаве ряд зарубежных СМИ, прежде всего польских, стали активно педалировать тему Сувалкского коридора (Сувалкской бреши). Территория под таким условным названием, шириной 65 километров, расположена на северо-востоке Польши, между российским Калининградом и Беларусью. В случае гипотетического военного конфликта России с НАТО она будет играть ключевую роль. Как и позиция Беларуси.

В руководстве Североатлантического альянса опасаются, что в случае военного конфликта российские и белорусские войска могут занять Сувалкский коридор, отрезав страны Балтии от их западных союзников. Соответственно для НАТО это направление является единственным сухопутным путем для переброски войск и плацдармом возможной контратаки.

Наибольшие опасения Сувалкский коридор внушает Варшаве, заявил в одном из интервью бывший заместитель министра обороны Польши Ромуальд Шереметьев. По мнению польского руководства, Россия оказывает давление на Беларусь, чтобы та согласилась на расширенное участие в российских вооруженных акциях.

Это важно, подчеркнул польский эксперт, потому что, если Москва захочет провести военную операцию на западном направлении, без Минска ей не обойтись. История показывает, что в наступательных операциях российской армии территория современной Беларуси всегда играла центральную роль.

«Россияне всегда использовали белорусские земли, когда наступали на запад, нанося удар по Польше, — заметил Ромуальд Шереметьев. — Так было в 1920 году или в ходе операции «Багратион» в 1944-м. Поэтому мне кажется большой ошибкой, что Польша не привлекла Беларусь к сотрудничеству. Какое-то время назад было видно, что минские власти настроены на сближение с Польшей. Но мы, к сожалению, этот шанс упустили. В результате «польская фракция» в белорусском руководстве утратила влияние, а Россия усилила свое доминирование. И получилось то, что мы видим. Вопрос в том, не поздно ли уже пытаться вырвать Беларусь из-под российской гегемонии».

Что касается Сувалкского коридора, то его роль является ключевой в контексте взаимодействия Польши со странами Балтии. Военные считают, что он вполне может подвергнуться нападению со стороны России.

Схожую точку зрения высказывал и польский журналист Пшемыслав Хензель. По его словам, на Западе опасаются, что этот стратегически важный регион может стать местом потенциального российского сухопутного вторжения. Результатом такой операции может стать появление сухопутного «моста» между Калининградом и Беларусью с одновременным отделением прибалтийских государств от территорий остальных членов НАТО.

При таком сценарии развития событий оказание помощи Литве, Латвии и Эстонии другими участниками альянса наземным путем станет невозможным. Именно поэтому Сувалкский коридор, обеспечивающий наземное соединение с прибалтийскими странами, имеет огромное значение для устойчивости восточного фланга НАТО. Что, соответственно, предполагает его военное укрепление, а также возможную корректировку планов Польши в отношении обороны своей северно-восточной границы.

Впрочем, по мнению обозревателя NBC News Джима Мейседи, это может и не спасти ситуацию. Сувалкский коридор является отличным местом для российского сухопутного вторжения с использованием танковых войск, в случае которого Запад вряд ли смог бы что-либо предпринять для предупреждения фактического отделения прибалтийских государств от остальных союзников по блоку НАТО.

Российский военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник в отставке Виктор Мураховский считает эти планы абсурдными.

«Если говорить чисто умозрительно о наступательных операциях Москвы в отношении Польши, то на границе было бы расквартировано как минимум четыре общевойсковых армии. Любой профессиональный военный обязан это знать», — отмечает он.

На самом деле, утверждает он, Польша России не нужна — Москва проводит модернизацию и переоснащение своей военной группировки в Калининградской области в чисто оборонительных целях. К этому эксклаву в центре Европы нужен особый подход, поэтому приходится прилагать дополнительные усилия для его укрепления: проводится усиление тамошней группировки боевыми кораблями, системами ПВО и ракетными комплексами, добавил Мураховский.

Он подчеркивает, что все эти меры не представляют никакой угрозы для Польши, НАТО или других стран Восточной Европы: «На границе с Польшей и НАТО Россия расквартировала одну бригаду и один полк. Для наступательных действий этих войск, естественно, недостаточно. Польские военные просто-напросто хотят денег, вот и тревожат всех подряд».

Аналитики частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor тоже полагают, что сценарий захвата Россией Сувалкского коридора маловероятен, поскольку глобальная война, которая неизбежно начнется в этом случае, напрочь перечеркнет все стратегические преимущества Москвы от овладения этим куском земли.

Военно-морские силы, размещенные в Калининградской области — удобном пункте базирования кораблей Балтийского флота для операций против НАТО — значат для Москвы гораздо больше, чем Сувалкская брешь. К тому же, маленький удаленный эксклав в определенной степени является для Москвы обузой, так как требует значительных ресурсов для поддержания его жизнедеятельности и защиты.

Учитывая эти факторы, Россия, вероятнее всего, рассматривает Сувалкский коридор в первую очередь в плане обеспечения устойчивости обороны своего Калининградского форпоста на случай войны с НАТО. И вот тогда для захвата этой территории ей потребуется белорусский союзник.

Наземные коммуникации Беларуси позволят подразделениям российской армии и флота, размещенным в Калининградской области, наладить связь с основной территорией России. Одновременно страны Балтии будут лишены связи с остальными членами НАТО.

Впрочем, аналитики сходятся во мнении, что сегодня вариант войны для Москвы — затея крайне рискованная, учитывая нынешнее состояние российской экономики, а также вовлеченность в локальные конфликты на востоке Украины и в Сирии.

Что же касается значимости Сувалкского коридора для стран Балтии, то она, как уже отмечалось выше, состоит в том, что в случае военного конфликта позволит перебросить сухопутные силы НАТО для защиты своего региона. Кроме того, сам факт существования коридора служит для отдельных стран НАТО предлогом, чтобы добиваться большей милитаризации региона и размещения вооруженных сил альянса в Восточной Европе на постоянной основе.

Как полагают аналитики Stratfor, Сувалкская брешь вряд ли станет плацдармом для значительного наращивания сил постоянного базирования, но там наверняка будут чаще проводиться учения, ротация и размещение небольших постоянных военных контингентов.

А Беларусь, похоже, начнет подвергаться интенсивному политическому и экономическому давлению извне, как со стороны Запада, так и Востока. При этом, если одни будут пытаться воспрепятствовать участию Беларуси в гипотетическом «снятии блокады с Калининграда», то другие — содействовать блокаде.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Беларусь между молотом и наковальней