Белорусская экономика-2017 глазами экспертов: cтарые проблемы и новые вызовы

Татьяна Маненок, Белрынок
27 декабря 2016, 16:04
В Беларуси в 2017 году на фоне ожидаемой финансовой стабильности продолжится рецессия, но при этом сохраняются риски ухудшения экономической ситуации. Их формируют проблемные кредиты, а также высокая долговая нагрузка предприятий, что в свою очередь может спровоцировать изменения в монетарной политике.

По оценкам экспертов Исследовательского центра ИПМ и Немецкой экономической группы в Беларуси (GET Belarus), в 2016 году бюджет сектора государственного управления будет выполнен с профицитом 0,2% от ВВП, а в 2017 году — с дефицитом 0,7%, что обусловлено сокращением доходов бюджета из-за рецессии, падением прибыли и низкими ценами на нефть.

Расчет прогноза был сделан в ноябре 2016 года. При составлении прогноза эксперты исходили из следующих предпосылок: мировая цена на сырую нефть (нефтяная корзина) в среднем за 2016 году составит 48 долларов за баррель, а в 2017 году — 50 долларов за баррель. Беларусь импортирует из России 22 млн. тонн нефти в 2016 году и 23 млн. тонн — в 2017 году. Цена на импортируемый из России газ в 2016 году составит 105 долларов за тыс. куб. м., и 2017 году — 100 долларов за тыс. куб. м. (в среднем за год).

При этом, как прогнозируется, в 2016 году и 2017 году правительство получит, соответственно, около 1 млрд. долларов и 0,9 млрд. долларов нефтяных пошлин и сможет привлечь, соответственно, 3 млрд. долларов и 2,5 млрд. долларов новых внешних заимствований. По оценкам экспертов, ВВП в России сократится в 2016 году на 0,9%, а в 2017 году вырастет на 0,5%.


ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС: ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ САЛЬДО ОСТАНЕТСЯ НА УРОВНЕ 2016 ГОДА

Чтобы сохранить бюджетные доходы в условиях экономического спада, который автоматически сужает налоговую базу, правительство пересматривает систему льгот. В 2016 году существенные изменения произошли во взимании НДС – в частности, был введен налог на отдельные услуги ЖКХ. Эта мера позволяет компенсировать падение доходов от НДС (на 0,6% от ВВП), которое произошло в 2015 году. Еще одной мерой по поддержке уровня доходов стало повышение ставок акцизов (в частности, снижение цен на нефть позволило повысить акцизы на топливо).

В 2017 году экспорт и импорт незначительно сократятся в номинальном выражении (около 1%), в результате дефицит торгового баланса сократится до 2,9 млрд. долларов.

Эксперты ожидают, что сальдо торговли товарами и услугами будет отрицательным, однако величина дефицита будет незначительной и составит 0,5 млрд. долларов в 2016 г. и 0,3 млрд. долларов в 2017 году.

Сальдо торговли услугами в 2016 году и 2017 году будет положительным и составит 2,4 млрд. и 2,5 млрд. долларов соответственно. Рост экспорта услуг будет обеспечен транзитом нефти и газа, а также транспортными услугами. Увеличение импорта будет связано с финансовыми услугами и платой за пользование интеллектуальной собственностью.

По оценкам экспертов, сальдо счета первичных доходов будет отрицательным и в 2016 году, и в 2017 году вследствие увеличения начисленных к выплате нерезидентам процентов (включая проценты за привлеченные кредиты и начисленные к выплате доходы по прямым инвестициям). Сальдо счета вторичных доходов будет положительным в 2016 году и в 2017 году. Это связано с тем, что суммы, поступающие от распределения таможенных пошлин между государствами — членами Евразийского экономического союза, превышают суммы таможенных пошлин, перечисляемых Беларусью.

Согласно прогнозу, в 2016 году отрицательное сальдо текущего счета из-за ухудшения условий торговли вырастет до 2,6 млрд. долларов, или 5,7 % ВВП. В 2017 году значения сальдо текущего счета останутся на прежнем уровне, как в абсолютном, так и в относительном выражении.


ЭКОНОМИКА СЖИМАЕТСЯ НА ФОНЕ СТРУКТУРНЫХ СЛАБОСТЕЙ


Эксперты отмечают, что в начале 2016 года рецессия рассматривалась как преимущественно следствие циклического спада и лишь отчасти — как следствие структурных слабостей и ухудшившейся внешней среды. Поэтому были ожидания, что в Беларуси восстановление и «укоренение» финансовой стабильности не займет много времени. Однако экономическая динамика не соответствует таким ожиданиям по нескольким причинам.

Первое. Ограничительные меры, содействуя финансовой стабильности, одновременно усилили структурное сжатие национальной экономики. В частности, сокращение директивных кредитов стало стабилизирующим фактором для финансовой сферы, но это обусловило существенное сжатие выпуска нефинансовыми предприятиями. Более того, без «подпитки» директивными кредитами некоторые предприятия стали демонстрировать признаки нежизнеспособности.

Второе. Тщетной оказалась надежда на скорое смягчение монетарной среды и ее вклад в восстановление. Несмотря на то, что Нацбанк пытается задавать курс на снижение процентных ставок, их уровень в реальном выражении остается достаточно высоким, что делает экономический спад затяжным.

Третье. Продолжительность рецессии сама по себе является угрозой. Неблагоприятная экономическая среда ведет к дальнейшему ухудшению качества долгов, как частного сектора, так и государства. Это усиливает консервативность в кредитной политике коммерческих банков, что может генерировать новый импульс к снижению выпуска.

Эксперты считают, что эти тренды обусловят сохранение рецессии в 2017 года, хотя масштаб спада уменьшится (и составит 0,9%).

Наибольший спад ожидается в инвестиционной сфере. Дело в том, что компании сохраняют «низкий аппетит» к инвестированию на фоне слабого потенциала роста и низкой ожидаемой отдачи на инвестиции. Такая ситуация усугубляется и высоким уровнем процентных ставок, которые власти вынуждены поддерживать для ценовой и финансовой стабильности. В 2016 году эксперты ожидают снижения валового накопления основного капитала на 10,1%, что обеспечит негативный вклад в прирост ВВП в размере 3,3 процентных пункта. В 2017 году будет наблюдаться схожий тренд: ожидается, что валовое накопление основного капитала сократится еще на 7,0%.

Что касается расходов домашних хозяйств, то, как отмечают эксперты, они в 2016 году сглаживали свое потребление, надеясь на восстановление уровня доходов в ближайшем будущем. Однако дальнейшее снижения реальной заработной платы в 2017 году, вероятно, будет воспринято домашними хозяйствами как «новая реальность», что должно обусловить дальнейшее снижение потребления. Ожидается, что потребление домашних хозяйств снизится в 2016 году на 3,5%, в 2017 году — на 1,6%.

Во внешней торговле в 2016-2017 гг. преимущественно завершится адаптация к новым реалиям, которая происходит под влиянием режима плавающего обменного курса и низких цен на нефть. Механизм таких адаптаций – более низкий зарубежный спрос на белорусские товары, более низкие экспортные цены наряду со снижением внутреннего спроса, обеспечивающего более чем пропорциональное снижение импорта, – сохранится. Однако его фокус сместится к изменениям в соотношении внутреннего спроса и спроса на импорт.

Вследствие этого механизма эксперты предполагают, что чистый экспорт обеспечит положительный вклад в прирост ВВП: 3,1процентного пункта — в 2016 году и 2,2 процентного пункта — в 2017 году.


ВБ: В БЕЛАРУСИ СООТНОШЕНИЕ ГОСДОЛГА К ВВП ЗА 3 ГОДА УВЕЛИЧИЛАСЬ НА 20 ПРОЦЕНТНЫХ ПУНКТОВ

Всемирный банк прогнозирует снижение ВВП Беларуси в 2017 году на 0,9%, а также дальнейшее сокращение реальных доходов населения и рост безработицы, хотя их темпы будут ниже, чем в 2016 году.

Эксперты ВБ отмечают: темпы снижения ВВП в Беларуси по итогам 10 месяцев замедлились, составив 2,8% по сравнению с 3,8% в аналогичном периоде 2015 года. Замедлилось сокращение в промышленности — оно составило 1,5% по сравнению с 7,1% годом ранее. Здесь помогло восстановление экспорта инвестиционных товаров и экспорта машин и транспортных средств в Россию. Но не надо думать, что произошло серьезное восстановление экспорта. Сыграли свою роль два фактора – низкая база 2015 года, кроме того, в обзоре ВБ используются данные национальных счетов, которые рассчитываются в национальной валюте, — то есть, используются определенные дефляторы цен, что и позволило получить небольшой статистический эффект.

При этом внутренний спрос в Беларуси остается слабым, а потребление и инвестиции сокращаются. Валовой объем инвестиций в основной капитал снизился на 19,5% в реальном выражении. Сокращение директивного кредитования и капитальных расходов привело к снижению объема инвестиций организаций госсектора на 22,3%, предприятия частного сектора сократили свои инвестиции на 16,2%.

В январе-сентябре 2016 года налоговые доходы бюджета снизились на 4,4% в реальном выражении, а таможенные пошлины – на 22,2%, что стало результатом снижения доходов от экспорта нефтепродуктов и калийных удобрении. Резкое снижение доходов бюджета вынудило правительство ужесточить расходы для обеспечения небольшого профицита бюджета. В результате в расходную часть бюджета были внесены коррективы: капитальные расходы были сокращены на 14,5% в реальном выражении, что при небольшом увеличении расходов на заработную плату обеспечило профицит бюджета, составивший 1,9% от ВВП в январе-сентябре 2016 года (за вычетом квазифискальных расходов, включая рекапитализацию и исполнение гарантий).

Снижение капитальных расходов в 2016 году помогло сбалансировать бюджет. Однако существует фискальное давление со стороны госорганов. Внешние дисбалансы сохраняются в экономике также вследствие снижения экспортной выручки.

В 2016 году увеличился госдолг: на 1 октября 2016 года он составлял 48% ВВП. За последние три года соотношение госдолга к ВВП выросло на 20 процентных пунктов, что усиливает нагрузку на государственные финансы и на фискальную устойчивость в целом.

Расходы на обслуживание госдолга (в основном, в иностранной валюте) за 9 месяцев 2016 года увеличились на 16,1%. За это время правительство выплатило около 2 млрд. долларов долга в иностранной валюте. При этом почти одна треть этой суммы финансировалась за счет профицита бюджета (что эквивалентно сумме экспортных пошлин на нефтепродукты). Остальная часть финансировалась за счет ЗВР и новых заимствований, в том числе из Евразийского фонда стабилизации и развития.

Ухудшение условий на рынке труда привело к снижению благосостояния населения, отмечают эксперты ВБ. В Беларуси в 2015–2016 гг. было сокращено больше рабочих мест, чем создано. Крупнейшие госпредприятия продолжают увольнять работников. Во II квартале 2016 года 20 ведущих работодателей госсектора, у которых числится свыше 5 тыс. работников, сократили штаты на 3%,(в 2015 году — на 5,1%). В январе–октябре реальная зарплата и доходы сократились на 4,1% и 7,2% соответственно. Рост уровня бедности сдерживался за счет увеличения расходов на предоставление адресной социальной помощи: по данным ВБ, на 5% в реальном выражении за 9 месяцев, при этом граждан, обратившихся за такой помощью, стало почти на 20,3% больше.

По мнению экспертов ВБ, в среднесрочной перспективе все риски сохранятся: нарастающий дефицит счета текущих операций и высокие расходы на обслуживание внешнего долга по-прежнему создают угрозы для внешней устойчивости ввиду слабого восстановления экономик ключевых торговых партнеров (особенно России), медленной диверсификации экспорта, низких цен на сырье. Останутся высокими потребности во внешнем финансировании при ограниченной способности привлекать его и низком уровне золотовалютные резервы (ЗВР).

При подготовке прогноза на 2017 год специалисты ВБ исходили из того, что белорусско-российские переговоры по нефти и газу завершатся благополучно, и поставки нефти в Беларусь будут восстановлены в полном объеме. Но если негативные факторы материализуются, это скажется на темпах падения ВВП.


Для справки

По информации Минфина, внешний госдолг Беларуси по состоянию на 1 ноября составил 13,5 млрд. долларов, увеличившись с начала 2016 года на 1 млрд. 19,1 млн. долларов, или на 8,2%.

В январе — октябре 2016 года привлечены внешние государственные займы на 1 млрд. 613,7 млн. долларов: 800 млн. долларов — Евразийского фонда стабилизации и развития; 393,2 млн. долларов — правительства и банков Российской Федерации; 313,2 млн. долларов — банков КНР; 105,5 млн. долларов — МБРР; 1,8 млн. долларов — ЕБРР и СИБ.

На погашение внешнего госдолга с начала 2016 года направлено 719,2 млн. долларов: 264,8 млн. долларов — Евразийский фонд стабилизации и развития; 237,5 млн. долларов — правительство Российской Федерации; 166,7 млн. долларов — банки КНР; 49,4 млн. долларов — МБРР; 0,7 млн. долларов — США; 0,1 млн. долларов — ЕБРР и СИБ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Белорусская экономика-2017 глазами экспертов: cтарые проблемы и новые вызовы