Деньги на оборону: не пора ли белорусам собирать пожертвования для армии?

Мария Владимирова, Завтра твоей страны
9 января 2017, 09:15
Насколько далеко официальный Минск сможет дистанцироваться от Москвы.

Лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько предлагает забрать часть финансирования у КГБ и МВД и передать армии. По его мнению, это поможет укрепить безопасность Беларуси.

Политик назвал три условия, которые, по его мнению, помогут укрепить безопасность страны: придать Будапештскому меморандуму обязывающий характер, реализовать на практике нормы о нейтралитете и увеличить ассигнования на поддержку армии.

Последнее он предложил сделать за счет уменьшения расходов на другие силовые структуры.

Помогут ли эти меры укрепить безопасность Беларуси, анализируют эксперты Завтра твоей страны.


«Если просто взять у одних деньги и отдать другим – это плохо сработает»

Руководитель проекта Кошт урада, экономист Владимир Ковалкин отмечает, что Минобороны является крупнейшим получателем бюджетных средств.

— Это связано, прежде всего, не с зарплатами, а с тем, что военные «игрушки» – оборудование, амуниция, танки, самолеты, вертолеты и прочее – стоят дорого, — отмечает Владимир Ковалкин.

По мнению эксперта, опыт последних событий, в том числе, в Украине, показывает, что стоит ожидать не прямого военного, а гибридного конфликта.

— На мой взгляд, нужно делать упор не столько на противопоставлении силовиков, сколько на координации их действий таким образом, чтобы в случае опасности, исходящей извне, МВД, Госпогранкомитет, КГБ очень четко координировали свои действия с Минобороны и локализовывали угрозы. Если просто взять у одних деньги и отдать другим — это плохо сработает, — считает экономист.


«Угрозы могут исходить от дружественных государств»


Директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий в интервью Завтра твоей страны заявил, что после российско-украинского конфликта 2014 года Будапештский меморандум, как и всякая система региональной безопасности, которая базируется на институтах времен холодной войны, разрушен.

— Надеяться на то, что сегодня ее каким-то образом можно восстановить и придать обязывающий характер Будапештскому меморандуму, наивно, с моей точки зрения. В условиях, когда старая архитектура безопасности рушится, полагаться следует только на собственные силы и возможности. Из этого вытекает необходимость усиливать собственные вооруженные силы для того, чтобы иметь способность противостоять всему спектру различных угроз, — считает эксперт.

В качестве примера он приводит украинский опыт, обращая внимание на то, что угрозы могут исходить от дружественных государств.

— Анализ договорно-правовой базы показывает, что Украина и Россия являлись дружественными государствами, признавали целостность, суверенитет, независимость друг друга. Тем не менее, это не помешало российской стороне нарушить не только Будапештский меморандум, но и двусторонние соглашения, — отмечает Арсений Сивицкий.

В сложных, непредсказуемых условиях, когда разрушается старая система региональной международной безопасности, необходимо усиливать вооруженные силы, готовить их к современным конфликтам, чтобы они были способны в случае критической ситуации защитить суверенитет, территориальную целостность, независимость и конституционный строй нашей страны, что, собственно говоря, и делается.


«Военно-политический союз с Россией не мешает Беларуси проводить независимую политику»

Говоря о втором пункте предложения Лебедько – «реализовать на практике нормы о нейтралитете», Арсений Сивицкий отмечает: пока не создано таких внешнеполитических и экономических условий, которые позволили бы Беларуси объявить себя полностью нейтральным государством и закрепить этот статус на законодательном уровне.

Тем не менее, по мнению эксперта, Беларусь с начала украинского кризиса, де-факто проводит политику нейтралитета.

-- Мы заявили о гарантиях безопасности, то есть невозможности использовать территорию Беларуси иностранными государствами для агрессии против наших соседей. Наша страна отказалась от размещения иностранных войск и военных баз на своей территории. Также мы дали гарантии неиспользования белорусских вооруженных сил за пределами территории Беларуси. Наша страна соответствует характеристикам нейтрального статуса, за исключением одного аспекта. Беларусь является членом военно-политического блока ОДКБ и входит в союзное государство с Российской Федерацией.

Но последние два года, с момента начала украинского кризиса и новой холодной войны, по факту Беларусь пытается проводить нейтральную военную политику, дистанцироваться от России, так как наши оценки и украинского кризиса, и конфронтации с Западом сильно различаются.

Кроме того, в прошлом году белорусские власти приняли новую военную доктрину, в которой зафиксирован миролюбивый внешнеполитический и военный курс нашей страны. Беларусь пытается сформировать имидж предсказуемого и надежного партнера по обеспечению региональной и глобальной безопасности и, по сути, стать донором региональной безопасности и стабильности.

Арсений Сивицкий полагает, что военно-политический союз с РФ не мешает Беларуси проводить независимую внешнюю военную политику в соответствии с собственными национальными интересами, несмотря на то, что в Кремле это кого-то может раздражать.

— Пока что я не вижу внешнеполитических и экономических оснований для того, чтобы объявить себя полностью нейтральным государством, ведь это будет означать с формальной точки зрения выход из военно-политических союзов с РФ. Очевидно, что Россия на это будет реагировать жестко.


Белорусы могут помочь армии, используя украинский опыт

Комментируя предложение лидера ОГП забрать часть средств у МВД и КГБ и отдать их армии, Арсений Сивицкий заявил, что этот процесс идет последние два года.

— Происходит перераспределение средств в интересах вооруженных сил. Соответственно, другие силовые ведомства подпадают под процесс оптимизации. Непонятно, почему именно сейчас господин Лебедько об этом заговорил.

Власти уделяют большое внимание развитию и модернизации вооруженных сил, в отличие от других силовых структур. Этот процесс начался практически сразу после начала украинского кризиса.

Арсений Сивицкий обращает внимание на то, что в вопросе финансирования ВС есть определенные ограничения.

— Денег и так не очень много, но по-прежнему финансирование вооруженных сил — одна из главных статей бюджетных расходов. Николай Статкевич предлагал увеличить бюджет армии до 2 % ВВП в год. К сожалению, из-за отсутствия ресурсов сейчас это невозможно.

Политолог предлагает рассмотреть практику, которая существовала в Советском Союзе, а сейчас реализуется в Украине.

— Это добровольная помощь армии. Создается специальный фонд для нужд вооруженных сил, куда каждый гражданин может перевести деньги. В условиях ограниченных бюджетных ресурсов такие инициативы гражданского общества совместно с государством могли бы внести существенный вклад, — заключает эксперт.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Деньги на оборону: не пора ли белорусам собирать пожертвования для армии?