Беларусь между Шуневичем и Макеем

Коллаж: belaruspartisan.org
Четверть века назад Республику Беларусь начали признавать в мире как суверенное государство. Тогда же были сформулированы четыре основных принципа нашей внешней политики. Но за прошедшие 25 лет все эти принципы в основе своей оказались порушенными.

18-19 мая в минском отеле Double Tree by Hilton проходила конференция "25 лет внешней политики Республики Беларусь" с участием министра иностранных дел Владимира Макея, бывших министров Ивана Антоновича, Владимира Сенько, Михаила Хвостова и других.

Неожиданно приглашение на это мероприятие получил и политик Владимир Некляев от имени одного из организаторов, Евгения Прейгермана, руководителя экспертной инициативы "Минский диалог".

Правда, спустя неделю после приглашения Прейгерман заявил, что оно было отправлено с фейкового ящика и является недействительным. Прейгерман даже назвал это "провокацией", высказав озабоченность тем, что кто-то хочет "дезорганизовать экспертную инициативу". Потому что политиков на этом мероприятии видеть не хотят. Мол, "во времена международной турбулентности" желательно "избегать политических дискуссий".

Владимир Некляев высказал предположение, что мероприятие это организовано было не Прейгерманом, а внешнеполитическим ведомством, его руководство и пригласило опального политика, чтобы сгладить вновь возникшие трения с Европой после новой волны репрессий. В чем прежде всего, по мнению Некляева, были заинтересованы реформаторы, которые ассоциируются с фигурой министра иностранных дел Владимира Макея. Однако победили противостоящие им силовики - "стабильщики".

"На одной из встреч с западными послами было высказано мнение, что если бы сегодня Лукашенко пришлось выбирать между министром МИД и министром МВД, Макеем и Шуневичем, он, не колеблясь, выбрал бы последнего. А нам нужно, чтобы ситуация в стране была обратной. Или чтобы она для начала хотя бы дрогнула", — написал тогда Владимир Некляев.

Позже, как и обещал, он написал то, что сказал бы, если бы участвовал в конференции.

По словам политика, в суверенной Беларуси 25 лет назад были сформулированы четыре основные принципа внешней политики:

— Многовекторность;

— Военно-политический нейтралитет;

— Безусловное соблюдение международных обязательств;

— Открытость, гласность в выработке и принятии основных внутриполитических и внешнеполитических решений.

Эти принципы, как считает Некляев, оказались порушенными за последние 25 лет.

"Для меня очевидно, что сегодня Министерство иностранных дел Беларуси — единственное ведомство в стране, которое понимает необходимость исправления ситуации и предпринимает конкретные шаги с целью возвращения к прежним принципам внешней и, частично, внутренней политики. Проблема в том, что не МИД определяет эти принципы", — написал Владимир Некляев.

Поскольку правительство Беларуси не сформировано в результате партийных выборов, оно, как считает политик, не является ответственным за исполнение конкретной программы.

"Сегодня один министр, завтра другой, и ни одному из этих министров не известно, какую именно программу ему предстоит исполнять", — добавил Некляев.

По его мнению, для любого государства 25-летний срок должен быть временем перемен. Поскольку за четверть века появляется новое поколение с новыми политическими запросами, по-иному развивается экономика, диктующая необходимость поиска новых рынков и строительство новых союзов.

"Стабильность на практике — в том ее понимании, которое сводится к формуле "Мы ничего не будем менять никому в угоду, и не подкидывайте нам свои идеи!" — в таком понимании, повторюсь, стабильность вырождается в стагнацию, в застой, что мы и видим в нашей стране. Страх перемен мешает развитию. Как результат этого страха — возрастание закрытости, деградация управленческого аппарата, отток национального интеллекта", — написал политик.

Резюмируя свое выступление, Некляев подчеркнул, что главными вызовами для нашей внешней политики были вызовы внутренние — отсутствие политической воли к реальным демократическим преобразованиям и рыночным реформам, то есть, воли к развитию, к переходу от постсоветской модели управления к современным способам оперативного реагирования на потребности экономики и общества.

"А главным достижением оказалось то, что, несмотря на отсутствие этой воли, страна все еще продолжает существовать как суверенное государство Республика Беларусь", — добавил политик.

Будет ли она и дальше существовать, если Лукашенко сделает тот самый выбор в пользу условного Шуневича? Вопрос скорее риторический.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Беларусь между Шуневичем и Макеем