Россия назвала развитие “зеленых технологий“ угрозой. Что от этого Беларуси?

Вероника Чигирь, Белсат
22 мая 2017, 08:18
Фото "cea +"
Владимир Путин подписал стратегию о национальной экономической безопасности, в которой среди прочего, угрозой экономике России называется развитие «зеленых технологий» и энергоэффективность.

Для России изменения — не возможности развития, а угроза, от которой нужно защищаться. Будет ли Беларусь в этом союзником России?

Возобновляемые источники энергии заменяют ископаемые в мировом энергобалансе все быстрее. В 2012 году примерно 13% электроэнергии в мире производилось от возобновляемых источников, а в 2015 эта цифра была уже около 20%. Такие изменения — угроза для существующего экономического уклада, построенного на нефти, они вынуждают к модернизации и перестройке экономических моделей. Россия же официально назвала эти изменения угрозой всей национальной экономике.

«Рассматривать возобновляемую энергетику как угрозу экономической безопасности страны, как это сделано в документе — глупость и дикость. Можно рассматривать, что это угроза для сырьевой отрасли, или для интересов отдельной группы граждан, но в целом для России зеленая энергетика — это шанс, а никакая не угроза. Этот документ определяет роль России как аутсайдера во время стремительных изменений на мировом энергетическом рынке», — комментирует документ Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Greenpeace России.

На международных переговорах по вопросам климатических изменений и перехода к пути экологического развития, Россия всегда придерживалась молчаливой позиции в то время, когда США, Евросоюз и даже Китай заявляли об увеличении возобновляемых мощностей, составляли крупные международные соглашения.

«На международных переговорах много стран, рост экономики которых всегда был завязан на нефти, например, Арабские Эмираты, говорили, что любые соглашения, связанные с климатом, — это даже не угроза, но прямой ущерб их национальным экономикам. Но вот уже 5 лет прошло с того момента, когда они говорили об этом в последний раз. Они поняли то, что нужно учиться зарабатывать по-другому, и давно вышли из ряда аутсайдеров, стали развивать возобновляемые источники энергии и инфраструктуру. Россия могла бы сделать то же самое, но системы принятия решений там построены совсем по-другому», — говорит Ярослав Бекиш, эксперт по климатическим вопросам и координатор общества «Зеленая сеть».

В стратегии, принятой президентом Путиным, угрозой национальной экономике называются не только «зеленые» технологии, а также информационные и, вообще, все, что может как-то сдвинуть или зацепить российскую стабильность. Например, «стремление развитых стран использовать свое превосходство на уровне развития экономики, высоких технологий в качестве инструмента глобальной конкуренции».

«Это такая оборонительная позиция — все, что происходит в мире, содержит в себе угрозу нашей безопасности. А наша безопасность воспринимается как стабильность в худшем смысле этого слова. Еще с советских времен существует выражение, что самая стабильная ситуация — на кладбище, вот в этом смысл и здесь. Лучше, когда никто даже пошевелиться не может и можно уверенно прогнозировать», — говорит Михаил Юлкин, экономист, генеральный директор «Центра экологических инвестиций» в Москве.


Что от этого Беларуси?

В 2016-м году в Беларуси возобновляемые источники энергии в Беларуси производили примерно 6% электроэнергии, при этом наибольший объем приходился на торф и дрова, а не инновационные солнечные или ветровые технологии.

Около 14% энергии и топлива Беларусь добывает и производит сама, остальное, около 85%, импортируется исключительно из России.

«Они хотели сказать, что не собираются вкладывать в инвестиции в развитие зеленой энергетики. Понятно, что Россия не заинтересована в сокращении рынка и спроса на свой товар. Так было всегда: они заинтересованы поставить как можно больше партнеров в зависимость от углеводородного топлива. Но для Беларуси есть и еще один нюанс. Наше руководство уже рассчитало, что если АЭС будет введена в эксплуатацию, то нам больше не потребуется вводить никакие новые генерирующие мощности, возобновляемые или нет. Фактически, Россия уже подложила нам эту свинью еще 10 лет назад, когда решение об АЭС только принималось, блокируя и у нас развитие возобновляемых источников энергии», — говорит Ярослав Бекиш.

Согласно Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, долю возобновляемых источников энергии в Беларуси планируется увеличить только до 7% к 2025 году и до 9% к 2035 году. В это время, стратегия энергетического развития Европейской комиссии ставит целью 27% возобновляемой энергии в энергобалансе Евросоюза уже в 2030 году. А Франция, где абсолютное большинство энергии производится на атомных электростанциях, в прошлом году приняла закон о сокращении доли атомной энергии в пользу возобновляемых источников на четверть к 2025 году.

«Мы на целую промышленную эпоху отстали и по-прежнему основным источником богатства считаем добычу полезных ископаемых. Мы из недр что-то выкапываем и и всему миру продаем. И спрос на эти ресурсы снижается. В России нет зеленых технологий, честно говоря. Нет собственных разработок. Мы промышляем какими-то мелкими проектами, в основном, в Сибири и на Алтае. А как участник мировых проектов Россия абсолютно не конкурентоспособна, нам нечего предложить, мы так делать не умеем»,
— говорит Михаил Юлкин.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Россия назвала развитие “зеленых технологий“ угрозой. Что от этого Беларуси?