Вперед в прошлое: зачем Беларуси автозавод “Джили“?

Максим Маханьков, nn.by
30 мая 2017, 11:52
Иллюстративное фото
23 мая на открытии Белорусского промышленного форума заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко сообщил, что первую партию автомобилей на новом заводе Geely под Жодино соберут уже в июне.

Ожидается, что, когда завод выйдет на полную мощность, он сможет производить до 60 тысяч автомобилей ежегодно. А если продажи будут высокими, то объем выпуска может быть увеличен до 120 тысяч автомобилей в год.

Не приходится сомневаться в способностях белорусской промышленности — производить товар в большом количестве она умеет. Но возникают иные вопросы. Какой смысл строить в 2017 году автозавод, если уже в ближайшие 10—15 лет весь мир будет переходить на электромобили? Более того, какой смысл создавать производство с ориентацией на Россию, если российский авторынок падает уже несколько лет?

Очевидно, что мир стоит на пороге коренных изменений в автомобилестроении. Применение электрических двигателей вместо бензиновых и дизельных — уже не сюжет фантастических фильмов, а реальность, которая стучится в дверь и которую нельзя игнорировать. Ранее электромобили отсутствовали в массовом производстве, потому что они не могли конкурировать с топливными автомобилями ввиду большого количества недостатков: аккумуляторы быстро выходили из строя, имели небольшую мощность и высокую цену, их утилизация была сложной и неэкологичной, а для обслуживания большого количества машин было необходимо создавать большую инфраструктуру. Но теперь эти недостатки электромобилей перестают быть актуальными. Да, машины с электрическим двигателем пока еще относительно дороги, но эксперты из Bloomberg полагают, что уже в 2025 году электромобили станут дешевле автомобилей на топливных двигателях. В Renault еще более оптимистичны: они полагают, что ценники на обычные автомобили и электромобили сравняются уже в начале 2020-х.

Строить в таких обстоятельствах новый автозавод — довольно сомнительна идея, которая противоречит последним тенденциям. Это то же самое, что инвестировать в начале 1990-х в массовое производство печатных машинок. Чем-то это напоминает печально известную совместную государственную программу «Союзный телевизор» так называемого «союза Беларуси и России». Если помните, в начале 2000-х в рамках этой программы Беларусь и Россия инвестировали более $100 миллионов, чтобы возродить производство телевизоров. Большая часть этих средств пошла на «возрождение» воронежского завода по производству электронно-лучевых трубок. Что было дальше, вы знаете: государственные деньги были освоены, но в мире на место кинескопных телевизоров пришли телевизоры с жидкокристаллическим экраном, таким образом государство вложило деньги фактически в технологию вчерашнего дня.

У большинства людей электромобили ассоциируются исключительно с компанией «Тесла», хотя научными разработками в этом направлении сейчас занимаются все крупные автопроизводители. В авангарде этих разработок —частные компании. А государство, в свою очередь, просто помогает создавать юридическую базу, специальную инфраструктуру, а также субсидирует приобретение электромобилей. Но если все ключевые решения в экономике принимает государство, очевидно, что в таком государстве никогда не появится «Тесла».

Если ответственные за строительство завода «БелДжи» говорят о 60 тысячах автомобилей в год с перспективой увеличения производства до 120 тысяч, они надеются на экспорт этой продукции, потому что белорусский рынок слишком мал для таких объемов. Вряд ли эти автомобили будут экспортироваться в страны Центральной и Западной Европы. На 2015 год Geely экспортировала свои автомобили в следующие страны Европы: Беларусь, Украина, Россия, Казахстан, Азербайджан и Турция. В других странах Европы китайский автопроизводитель пока не мог конкурировать с другими давно известными производителями.

Вице-премьер Беларуси Владимир Семашко надеется, что «Джили» будут массово экспортироваться в Россию. На открытии белорусского промышленного форума он отметил: «Мне кажется, что проект удался. Потому что когда я смотрю статистику по России за 2014 год или 2015 годы, не помню точно, то там сильно упал рынок восточных и западных моделей — на 25—40%. А продажи фирмы Geely возросли на 45%».

Но если посмотреть на официальные цифры Geely, имеющиеся в свободном доступе, ситуация несколько иная. Вот как выглядят показатели деятельности Geely по количеству проданных автомобилей в России.

2008 — 3780
2009 — 7681
2010 — 1944
2011 — 6060
2012 — 17 566
2013 — 27 263
2014 — 18 828
2015 — 11 617

Очевидно, что пик продаж пришелся на 2013 год, а в 2014 и 2015 годах продажи автомобилей падали, как и весь российский рынок. Данных в свободном доступе за 2016 год пока еще нет, но известно, что в прошлом году Geely продали еще меньше автомобилей в России. Российский авторынок месяц за месяцем продолжает свое падение, и достижение дна пока не предвидится. Как можно полагаться на рынок восточного соседа в такой ситуации — большая загадка.

Более того, даже если авторынок России пойдет вверх, вряд ли мощное автомобильное лобби в России позволит десяткам тысяч белорусских автомобилей просто так попасть на рынок федерации.

Кажется, на всех уровнях у нас декларируется необходимость снижения экономической зависимости от России, но строительство крупного автозавода не только не решает эту проблему, но как раз таки увеличивает зависимость от нашего восточного соседа.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Вперед в прошлое: зачем Беларуси автозавод “Джили“?