“Относительный дипломатический успех сильно вскружил голову белорусскому руководству“

Валерий Карбалевич, Радио "Свобода" / перевод UDF.BY
12 июня 2017, 10:13
Валерий Карбалевич. Фото: svaboda.org
Александр Лукашенко, выступая на заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в Астане 9 июня, в очередной раз представил Беларусь как «донора региональной стабильности», вспомнил об актуальность белорусской инициативы о налаживании нового масштабного диалога между Востоком и Западом, аналогичного Хельсинскому процессу.

Как известно, диалог этот предлагается проводить в Минске. После Крыма, двух саммитов по урегулированию украинского кризиса (сентябрь 2015 года и февраль 2015 г.) превращения Минска в площадку по решению конфликта на Донбассе, в белорусских властных верхах появился новый концепт, призванный стать стратегией внешней политики Беларуси. Власти объявили страну центром мирового миротворческого процесса, донором или провайдером безопасности в регионе, площадкой для реализации идеи «интеграция интеграций» и, в общем, решения всех международных конфликтов.

Относительный дипломатический успех сильно вскружил голову белорусскому руководству. Оно посчитало, что схватило Бога за бороду, оторвалось от реальности и начало жить в сфере своих фантазий. За эти два года официальный Минск начал фантанировать миротворческими инициативами. Кого только он ни собирался мирить.

Минск предлагал роль посредника по примирению России и Турции. Беларусь выступила с идеей миротворца в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта.

В мае прошлого года Лукашенко после визита в Ватикан к Папе озвучил свою давнюю идею о встрече в Беларуси понтифика с патриархом Русской православной церкви Кириллом. Но этого Александру Лукашенко показалось мало и он пошел дальше. «Все в руках Господа. Если он благословит, то наши высшие иерархи католической и православной церквей встретятся на белорусской земле. Думаю, что пригласят туда и представителей мусульманского мира, и иудеев и других конфессий», - заявил белорусский лидер. И добавил:

«Пригласили бы священников и европейских, и украинских, и российских, и наших. Сели бы, поговорили, а потом все вместе перед миллионами паломников помолились бы во имя мира».


Вот, оказывается, где библейская «земля обетованная».

Интересно то, что не только власть оказались в плену этой новой белорусской мифологии. Кажется, немного сорвало крышу и у части независимого общества. Негосударственные аналитические структуры подхватили эту идею и даже разработали целую концепцию, новую стратегию белорусской дипломатии. Появился даже слоган: Минск - новая Женева.

Но так совпало, что предложение Лукашенко в Астане о готовности Минска взять на себя миссию нового Хельсинки, случилось в момент самого острого кризиса в белорусско-литовских отношениях. Президент Литвы Даля Грибаускайте за три дня дважды заявила, что с территории Беларуси существует военная угроза, что там Россия проводит свои «агрессивные игры». В ответ МИД Беларуси был вынужден вызвать литовского посла для объяснений.

И это могло бы стать холодным душем, немного опустить официальный Минск с небес на грешную землю. Проблема здесь не только в невысоком международном весе Беларуси, она все же малозаметная страна в мире. Более важно то, что Беларусь - страна проблемная, с плохим имиджем.

Официальные лица любят хвастаться, что наша страна - единственная из шести государств-участников «Восточного партнерства», где отсутствуют военные и замороженные конфликты. Это так. Но в Беларуси есть замороженный внутриполитический конфликт. В ООН, ОБСЕ, других международных организациях регулярно обсуждается проблема с демократией, правами человека, принимаются резолюции с предложениями исправить недостатки, привести ситуацию в норму, провести, наконец, свободные выборы. То есть как государство, которое не в состоянии урегулировать собственные проблемы, претендует на решение каких-то международных конфликтов?

Но главная проблема, о которой напомнил кризис в отношениях с Литвой, состоит в том, что роль миротворца, посредника, модератора, честного брокера может выполнить только нейтральная держава, которая стоит над схваткой. То, что Беларусь формально, а в значительной степени и фактически является союзницы России, членом военно-политического блока ОДКБ, членом Евразийского экономического союза, до сих пор немного микшировалось относительно нейтральной позицией, которую занял Минск в конфликте России с Украиной и Западом.

Но предстоящие военные учения с Россией «Запад 2017» сильно изменили политический климат в регионе. Они вызвали большой международный ажиотаж и опасения соседних государств. И не так важно, насколько нынешние страхи Литвы оправданны. Реальность и представление о реальности - разные вещи. Даже если опасения Вильнюса по поводу этих учений и преувеличены (а я считаю, что это так), литовские дипломатические демарши очень показательны. Крупные военные учения с Россией, которая является основным субъектом ряда международных конфликтов и скандалов, главным виновником разрушения существовавшей до этого системы региональной безопасности, очень плохо сочетаются с ролью донора стабильности и безопасности, которую пытается реализовать Беларусь. Появление российских войск на белорусской территории на границе с НАТО - это вызов региональной безопасности. Во всяком случае это так воспринимается странами региона. И очень странно, что эту очевидную проблему не видят в МИД.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ “Относительный дипломатический успех сильно вскружил голову белорусскому руководству“