Экспансия торговцев из Средней Азии. Белорусские предприниматели бьют тревогу
Фото: belsat.eu
Проблему экспансии торговцев из стран Средней Азии на белорусских рынках поднимали еще в конце июня на заседании рабочей группы по вопросам деятельности ИП при Минэкономики. Представители рабочей группы подчеркивают: дело не в национальности торговцев, а в неравных условиях работы.
— На белорусских рынках торгуют и вьетнамцы, и пакистанцы, и китайцы — белорусские предприниматели с ними не воюют, так как работаем в одинаковых условиях. А выходцы из Средней Азии почему работают в «тепличных условиях», — отмечает член рабочей группы при Минэкономики Анатолий Змитрович.
Откуда переполох?
Предприниматели начали бить тревогу из-за того, что жители провинции перестали покупать у старых предпринимателей, а перетекли к конкурентам. Начали разбираться: почему? Оказывается, цены на товары у торговцев из Средней Азии в 2-3 раза ниже, чем у белорусских ИП.
Как так? Может, товар местный? Нет, товар как на рынках Москвы.
— Такое возможно только в одном случае: если не выполнять все требования указа №222: оплата 20-процентного ввозного НДС, маркировка продукции, сертификаты, терминалы, наемные работники, — говорит председатель РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко. — Мы проверили: маркировки действительно нет, а нету маркировки — нет ни сертификации, ни других документов. Работают по очень простой схеме: привезли фуру товара, быстренько продали — и снова за товаром. О такой схеме работы мечтали все белорусские предприниматели. Только этим торговцам все сходит с рук, а нашим — нет.
Как «положили» местную торговлю в Петрикове
В Петрикове около двух месяцев действует ООО «Ката Даромад», зарегистрированное в Щомыслицком сельсовете Минского района. Расположился данный субъект хозяйствования в магазине «Родной Угол», который подведомственен районному отделу райпо.
Торговый объект начал пользоваться большой популярностью среди местного населения благодаря очень низким ценам.
Но с массой нарушений: отсутствует маркировка на одежде, которая соответствовала бы требованиям Технического регламента Таможенного союза, не маркирована даже детская одежда.
«Установлено, что в магазине «Товары для семьи» ООО «Ката Даромад» реализуется продукция с нарушениями установленных требований по доведению информации до потребителя. В связи с чем предъявленные документы об оценке соответствия (сертификаты соответствия, декларации о соответствии) невозможно идентифицировать с реализуемой продукцией», — ответил Госстандарт Гомельской области на коллективное обращение ИП.
ООО «Ката Даромад» действует до сих пор, так как №510 запрещает проверку субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность менее двух лет.
По всей Беларуси открыты более 100 подобных субъектов хозяйствования.
По какой схеме работают «серые торговцы»
Книга кассира, в которой отсутствует номер кассового оборудования и запись о предоставлении КСО с подменного фонда.
Сопоставив ассортиментный перечень нескольких объектов: ООО «Чаркесар» из Мозыря и ООО «Ката Даромад» из Петрикова — предприниматели получили интересную картину.
Все они открыты от имени ООО (в редком случае — ИП) в различных регионах РБ, но работают в других областях, чтобы избежать проверок.
Субъекты хозяйствования прикрываются одним из пунктов указа №510 и продают товары с нарушениями. Кассовое обслуживание клиентов практически не осуществляется. Расчет на то, что в погоне за низкими ценами потребители не попросят чек. В других городах такая же картина.
Отсутствует терминал. Выручка кажется не в банк: ее сразу кладут «в карман». Очень низкие цены и отсутствие маркировки на товары ставит под большое сомнение и всю документацию таких торговых объектов.
Площадь, которую занимают эти субъекты хозяйствования — от 100 до 500 м.кв. В связи с этим происходит дезориентация потребителя, создается ложное впечатление, что если субъект хозяйствования работает на таких площадях, то у него все в порядке.
Не совсем понятно, почему эта схема работает именно от имени ООО. Не для того ли, чтобы набрать огромных кредитов и вовремя сбежать?
У предпринимателей Петрикова выручки упали в несколько раз, в торговле наступил полный коллапс. Об этом ИП Петрикова в коллективном обращении сообщили в администрацию президента, МАРТ, Минэкономики, МЧС, КГК, Госстандарт.
«Сами накликали беду на свою голову»
Деятельность бизнес-сообщества из Средней Азии тяжело ударила по местной торговле: «стонут и предприниматели, стонет и госторг», говорит один из предпринимателей. По крайней мере, выручки у ИП сократились минимум вдвое.
Местные власти не имеют полномочий для решения проблемы на месте, поэтому 112 предпринимателей из Новогрудка были вынуждены обращаться с Минск.
«В Новогрудке 1 июня открыли магазин «Нарасхват» жители Узбекистана, но магазин зарегистрирован на имя белоруса ИП Шимановского В. С. УНП 590927488. Магазин с низкими ценами на товары легкой промышленности, в основном китайского происхождения. Предприниматели Новогрудка всегда были за здоровую конкуренцию и равные условия, но чудес не бывает, мы сделали несколько контрольных закупок в указанном магазине, и стало понятно, что, не выдавая чеки, там, возможно, скрывают доход от государства. Наши налоги идут на развитие нашей Беларуси, а жителям Узбекистана хочется быстро обогатиться за счет нашего народа, а заодно разорить предпринимателей нашего города, которые исправно платят налоги. Цены могут отличаться от цен ИП в 2-3 раза, тем более за одинаковый товар, который покупается на рынках Москвы в одном месте (проверено)! Простите за прямоту и искренность, но возникает много слухов, домыслов, подозрений, что кто-то их «крышует», а по-другому как объяснить такую свободу», — говорится в обращении.
ИП Новогрудка приложили к своему обращению фотодоказательства нарушений.
— Магазин проверяли и налоговики, и Госстандарт наведался к ним с мониторингом сертификатов и деклараций — нарушений достаточно. Но наше обращение аукнулось и для нас: сегодня пошли проверки по рынкам и торговым центрам. Нам сказали: сами на себя накликали беду. Мол, работали спокойно, а раз начали жаловаться — получите и вы по шапке, — говорит один из предпринимателей. — Если нет явных нарушений, то копают очень глубоко, даже придираются к мелочам.
Кто стоит за экспансией?
Если проблему не решить, то в ближайшее время белорусский бизнес попросту перейдет на такую же схему работы. Совсем недавно за отсутствие маркировки одного товара штрафовали на 40 миллионов. А у торговцев из Средней Азии немаркированной продукции — 50-60 процентов.
«Перспектива» направила обращения в государственные структуры — и ждет ответа.
— Дело в том, что сейчас действует мораторий на проверки. Государство пытается сохранить видимость объективности: не проверяем белорусских предпринимателей, то не проверяем и других, можем только провести мониторинг. Чудес не бывает: цены могут отличаться на 30-50%, но разница в 2-3 раза означает, что существуют схемы, позволяющие избегать уплаты налогов. Предприниматели не верят в честность азиатских гостей. Наши предприниматели считают, что кто-то поставил бизнес на поток и «крышует» его. Дело чести государства — опровергнуть эти слухи, — резюмировал Анатолий Шумченко.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники