Минэкономики предлагает разделить Беларусь на 18 "центров экономического роста"

Радио "Свабода"

Фото: svaboda.org
В материалах «Кастрычницкого экономического форума» опубликована презентация исследования НИЭИ Минэкономики Беларуси «Стратегия регионального развития Беларуси» (PDF).

Исследователи предлагают рассматривать экономическое развитие Беларуси не по областям, в которых имеются экономически слабые районы-«дыры», а как общность 18 регионов вокруг «центров экономического роста».

Минэкономики предлагает разделить Беларусь на 18 "центров экономического роста"

Такое разделение официально не принято, расформировывать 6 областей на 18 регионов пока не собираются. Но насколько оправдан такой подход?


Почему именно 18?

Весной группа политиков и экспертов во главе с Зеноном Пазняком разработала программу «Вольная Беларусь», в которой, среди прочего, предложила новое административное деление с 16 воеводствами и Минском как отдельной единицей.

Карта в предложении НИЭИ Минэкономики выглядит иначе, некоторые границы не совпадают, из «пазняковского» Бобруйского воеводства выделен Жлобинский регион, из Полоцкого — Глубокский.

Экономисты-ученые разделили страну на 18 регионов, или «внутриобластных систем расселения» вокруг «естественно сформировавшихся центров экономического роста» — городов и районов, вокруг которых концентрируются перспективные производительные силы и которые «имеют наиболее высокие характеристики инвестиционной привлекательности, наилучшие предпосылки получения значимых экономических эффектов».

Особо отмечены Кричевский, Костюковичский, Климовичский, Краснопольский, Славгородский, Чериковский и Хотимский районы, в которых действует указ Александра Лукашенко №235, придающий районам льготы и преференции. Они, как и юго-восток Брестской области, пострадали в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а ситуация с экономикой и демографией там весьма тяжелая. Но они включаются в Могилевскую систему расселения, отдельной Кричевского системы на карте нет.

Минэкономики предлагает разделить Беларусь на 18 "центров экономического роста"

Иллюстрация к исследованию НИЭИ Минэкономики Беларуси «Стратегия регионального развития Беларуси»

В 18-ти регионах предлагается определить перспективную специализацию с портфелем проектов и программ. Например, в Полоцко-Новополоцком регионе развивать нефтехимию и мясомолочную отрасли, которые там уже существуют, создавать металлургию, туристические кластеры и центры транспортно-логистических услуг. А в Оршанском — к энергетике, производству обуви и оптоволокна добавить IT-услуги, производство медицинской продукции, туристические и транспортные объекты, а возможно, и производство станков, ковров и электроизмерительных приборов.


Иначе будут «дыры», а не страна

Пока же, при нынешнем разделении на 6 областей с районами, исследователи констатируют, что между районами существуют значительные различия в экономике и благосостоянии, структура экономики нестабильная, в большинстве сельскохозяйственных районов доходы низкие — хотя имеются неиспользованные ресурсы, свободные площади и низкие цены на недвижимость и трудовые ресурсы.

В малозаселенных районах происходит критическая потеря демографического и трудового потенциала, услуги все больше удаляются от мест проживания сельского населения, а вместе с тем в Минске и других центрах экономической активности обостряются социальные и экологические проблемы.

Территориальную неравномерность социально-экономического развития исследователи называют объективной закономерностью, преодолеть которую весьма затратно, а искусственно выравнивать региональные условия — неэффективно. Авторы концепции предлагают «стремиться не сокращать различия, а управлять ими».

Минэкономики предлагает разделить Беларусь на 18 "центров экономического роста"

Иллюстрация к исследованию НИЭИ Минэкономики Беларуси «Стратегия регионального развития Беларуси»

Если этого не делать, большая часть страны будет как решето: в районах-«дырах» с малой плотностью населения. Например, в Витебской области к 2030 году «дырами» (менее 5 человек на 1 км²) станут все районы, кроме Витебского, Оршанского (более 9 человек на 1 км²), Глубокского и Лепельского (7—9 человек на 1 км²) районов. По состоянию на 2015 год «дырами» можно было считать только Россонский и Городокский районы.


Независимому эксперту понравилось

Идею разделить Беларусь на регионы вокруг «центров экономического роста» в комментарии Радио «Свабода» позитивно оценил председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук, который в 1990-х являлся заместителем начальника главка Министерства сельского хозяйства, первым заместителем председателя Минского облисполкома и председателем Минского областного комитета природных ресурсов.

Он вспоминает, что различные проекты нового административного деления возникали не раз, после того как Беларусь обрела независимость. Советское разделение на крупные области (в 1944-54 годах их было 12, плюс переданная Польше Белостокская область, а позже стало 6) происходило с учетом размеров и строгой централизации СССР. И такое разделение действительно создает «перекосы» и множество экономических и демографических проблем, определяет единый центр — Минск, куда стремятся людские и экономические ресурсы, а регионы опустошаются.

«Среди востребованных в Беларуси политических, экономических и административных реформ одной из, наверное, самых простых выглядит реформа административного деления, — рассуждает Ярошук. — То, что предложено, — это, безусловно, ответственный шаг. И это дает некую надежду, что все-таки что-то будет происходить в развитии территорий».

По словам Ярошука, эксперты, занимающиеся этими проблемами, предлагают еще более дробное деление — полностью отказаться от областей и разбить страну на три десятка административных единиц вокруг крупных экономических центров. Нынешнюю четырехступенчатую систему управления столица-область-район-сельсовет — он считает — разумно заменить двухступенчатой: три десятка единиц (которые можно назвать поветами, воеводствами или как-то иначе) подчиненных центру.


Почему это просто так не сработает

«Главное, чего я не увидел в исследовании, — это потребности в самоуправлении, так как если не будет самоуправления, это все будет маниловщина, — говорит Ярошук. — Это основа основ, отсутствие которой и привело регионы в упадок. А что касается самоуправления, встают сразу и вопросы политической реформы: крест надо ставить на вертикали власти».

По словам Ярошука, нынешняя вертикаль власти не подотчетна населению, никак перед ним не отвечает, председателей исполкомов население не избирает, а получает «сверху». Местные советы тем временем не имеют полномочий и ресурсов, чтобы решать местные вопросы, в том числе экономические. Поэтому местное население не воспринимает их как органы управления.

Ценность самоуправления, говорит Ярошук, в следующем: те, кто работает на соответствующей территории, отчисляют налоги, местные органы власти сами решают, на что направить полученные средства, при этом они заинтересованы в том, как именно на этой территории будет развиваться экономика.

«Речь о том, что пирамиду власти надо опрокинуть и положить в ее основу территории и регионы. Если не будет развития территорий и регионов, то напрасная работа рассуждать о развитии страны, — резюмирует Ярошук. — С моей точки зрения, административная реформа — одна из самых востребованных, но она невозможна без системных реформ вообще, реформ политической системы с переходом к демократическому избранию органов управления снизу доверху, экономической реформы и перехода к рыночной экономике».

Подписывайтесь на нас

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

Новости других СМИ

Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники