3 миллиона долларов или тюрьма

"Белорусский партизан"
5 августа 2017, 09:12
Иллюстратиивное фото
В суде Фрунзенского района Минска в пятницу начался суд над владельцем и генеральным директором компании «ФЭК» Николаем Фоминым.

Николай Фомин и его заместитель по экономике Игорь Борисенко находятся на свободе – им изменили меру пресечения. В СИЗО остается лишь старший сын Фомина Олег, который работал первым заместителем гендиректора ООО «ФЭК». В зале суда он единственный сидит в клетке.

Бизнесменов обвиняют в неуплате налогов в общей сложности на три миллиона долларов. Под следствием они находятся с декабря 2015 года.

Процесс привлекает внимание не только из-за того, что «ФЭК» работает на рынке уже 24 года и является крупнейшим поставщиком электронных компонентов на территории Республики Беларусь, но и тем, что Фомины находятся в некотором родстве с известным в прошлом бизнесменом Александром Пупейко, который уже много лет живет не в Беларуси. Впрочем, бизнес Фомина и Пупейко никогда не пересекался, к холдингу «Пуше» владелец «ФЭК» не имел никакого отношения.

«Белорусскому партизану» стали известны некоторые подробности этого дела.

2 декабря 2015 года к Николаю Фомину пришли сотрудники правоохранительных органов. Обыски прошли в офисе и в доме. Естественно, к такому вторжению никто готов не был. Тем более что до этого на допросы Фомина не приглашали. И многолетний бизнес шел относительно неплохо.

При обыске люди в форме сказали, что будут искать пачки долларов, золотые слитки и прочее. Стоит заметить, что Фомин не входит в список самых богатых бизнесменов Беларуси. Ни собственных яхт, ни самолетов у него нет. Поэтому больших драгоценностей так и не нашли.

Николая и Олега Фоминых, а также еще нескольких сотрудников фирмы ФЭК задержали. Одного отпустили через пару дней, другого -- через 20. Фомину-старшему предложили сделку: компенсировать ущерб, написать прошение о помиловании и выйти на свободу. В таком случае до суда дело не дойдет.

В принципе, история не нова. Владелец «Трайпла» Юрий Чиж и некоторые другие известные бизнесмены компенсировали ущерб примерно по такой же схеме и выходили на свободу. До суда их дела не доходили. Например, Чижу свобода стоила около 14 миллионов долларов.

Но у Николая Фомина, в отличие от крупных бизнесменов, таких денег не было.

«Фомин подсчитал, что может собрать чуть меньше миллиона долларов, -- рассказали «Белорусскому партизану» те, кто немного знаком с историей бизнесмена. -- Но эти деньги не лежали в тумбочке. Для того, чтобы уладить финансовый вопрос, нужно было что-то продать, у кого-то взять взаймы. Фомину изменили меру пресечения, а его сына оставили в СИЗО. Как заложника. Мол, когда заплатите – он выйдет. Но… Когда Фомин оказался на свободе, его предупр и, что в СИЗО может оказаться его младший сын… В итоге младшему сыну Фомина пришлось покинуть страну…»

Некоторую часть денег Фомин перечислил на депозит КГБ, но его 35-летнему сыну меру пресечения так и не изменили. Он до сих пор в СИЗО.

Три года назад в одном из интервью у Николая Фомина спросили: «Вы поставляете электронные компоненты, одна из самых больших проблем на этом рынке сегодня — контрафактная продукция…». Он ответил так: «Вся без исключения наша продукция поступает только по официальным каналам. Никакой компонент не попадет к нам на склад контрабандным путем или через «серых» брокеров. Мы очень щепетильны в этих вопросах. С самого первого дня работы мы избрали такой путь. Конечно, легче избежать контрафакта, когда речь идет о массовой серии, в этом случае компоненты можно получить непосредственно от вендора. Если же требуются единичные поставки, то здесь приходится прилагать немало усилий. Например, в 1997–98 гг. нам пришлось поставлять радиационно-стойкие танталовые конденсаторы для российского спутника, осуществляющего непрерывную съемку поверхности Земли. Такие конденсаторы делаются в Израиле на заводе Vishay почти вручную. Я разговаривал с инженерами на заводе, с техподдержкой Vishay, в результате нам удалось договориться о поставке этих конденсаторов практически с завода».

Сегодня Фомин, несмотря на уголовное дело, готов подтвердить свои слова.

«У нас прозрачный бизнес, -- говорит он. – И мы всегда были готовы отвечать за все свои поступки, за всю свою историю, нам нечего скрывать».

В первый день заседания прокурор зачитывала обвинение несколько часов, там фигурирует немало эпизодов, связанных, в том числе, и с зарубежными филиалами компании «ФЭК», оформлением фиктивных документов по сопровождению товаров, бухгалтерских документов и прочим.

14 августа судебное заседание продолжится.


Для справки.

Компания «ФЭК» -- крупнейший белорусский поставщик продукции для разработки, производства и ремонта промышленной, автомобильной и бытовой электроники промышленным предприятиям в Республике Беларусь и странах СНГ.

«ФЭК» поставляет клиентам в Республике Беларусь и странах СНГ более 300 тысяч наименований электронных компонентов для устройств связи, бытовой техники, автоэлектроники, встроенных систем автоматического управления, сбора и обработки данных, и другого высокоточного оборудования. В рамках крупных контрактов на поставку электронной продукции для промышленной, автомобильной и бытовой электроники "ФЭК" сотрудничает с крупнейшими промышленными предприятиями Республики Беларусь, РФ и стран СНГ. Помимо поставок, в спектр услуг "ФЭК" входит консультационная поддержка заказчиков. В компании создан уникальный по своей номенклатуре склад компонентов зарубежного производства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ 3 миллиона долларов или тюрьма