Как распознать фейковые новости

Ксения Сафронова, Екатерина Крыжановская, DW

Наткнуться на фейки в соцсетях - проще простого. А вот отличить их от правдивых сообщений куда сложнее.

За недостатком информации люди склонны верить любым новостям. Именно поэтому особенно много фейков появляется во время военных конфликтов, напряженной политической обстановки, сразу после терактов или чрезвычайных происшествий.

Зачем создают и распространяют фейки? Некоторые на этом зарабатывают, ведь клики тянут за собой и переходы на рекламу. Но нередко при помощи фейковых новостей пытаются навязать точку зрения, заставить думать, а лучше действовать определенным образом. Дезинформация - любимый инструмент пропаганды.


Google и Facebook против фейковых новостей

Социальные сети и поисковики, например, корпорации Google и Facebook, уже начали борьбу с ложными сообщениями и подозрительными аккаунтами. Тем не менее, пока они не способны отследить и быстро перекрыть весь поток дезинформации. Неудивительно - провокационные посты в социальных сетях распространяются очень быстро. Кричащие заголовки и сенсационные фото в ленте новостей привлекают внимание, и многие делятся такими новостями, даже не заходя по ссылке.



При этом в первую очередь нужно убедиться, что заголовок соответствует тексту статьи. Часто за интригующими, вырванными из контекста названиями не скрывается никаких сенсаций.

Небрежно или умышленно неверно подобранная заглавная фотография тоже может ввести в заблуждение. Ее лучше проверить через обратный поиск, например, на Google.Картинки илиYandex.Images . Возможно, события на снимке произошли в другом месте или намного раньше описанных в статье. Понять это можно, найдя оригинал фото (обычно он лучшего качества, чем его копии): когда и где он был впервые опубликован?


Поддельные сайты для распространения фейков

Важно проверить, кто именно запостил эту новость. Если это не крупное издание, а личный блог или недавно созданный портал с несколькими сомнительными материалами, доверять ему не стоит.

Обязательно проверьте название СМИ - для раскрутки слухов часто создают копии известных страниц. От оригиналов они могут отличаться парой букв в адресной строке или доменом - такие детали легко не заметить.



К примеру, один из самых известных фейков британской газеты The Guardian отличался одним-единственным символом в URL: латинскую "i" просто заменили на похожую букву "ı" из турецкого алфавита. По сообщению Би-Би-Си, именно этот фальшивый сайт опубликовал несуществующее интервью с бывшим главой британской разведслужбы Джоном Скарлеттом, которое затем поцитировали еще несколько изданий. Сайт был стилизован под британский аналог, а под статьей стояло имя настоящего журналиста The Guardian, - такой фейк непросто распознать с первого взгляда.


Источники информации в фейковых новостях

Конечно, доверия новости больше, если ее опубликовали сразу несколько крупных СМИ. Но даже в известных изданиях иногда появляется неточная информация или неверная трактовка событий. Проверьте, кого цитируют авторы сообщения. В хорошем журналистском материале должно быть как минимум два источника - информационные агентства, конкретные люди.

В новости упоминают организации, политиков, публичных личностей? Значит, стоит зайти на их сайты или профили в соцсетях - нередко официальные решения или комментарии по каким-то темам публикуются и там. Подозрительно, если все источники информации анонимные, не указаны вообще или скрываются под фразами типа "стало известно".

Если ссылка ведет на сайт на иностранном языке, текст можно прогнать через любой онлайн-переводчик. Конечно, перевод не будет точным, но общий смысл станет понятен.

Но а самое главное - критически оценивать информацию и не доверять новости только потому, что другие пользователи лайкнули и перепостили ее в соцсетях.

Новости по теме

    Конкурент похоронил Facebook

    Вице-президент корпорации Google Брэдли Хоровитц, отвечающий за социальную сеть Google+, заявил, что самая популярная соцсеть в мире, Facebook не отвечает требованиям современных пользователей и является фактически реликтом прошлого.подробности

Новости других СМИ

Дорогие читатели, в дискуссиях на нашем сайте все чаще стали проявляться нарушения правил комментирования. Троллинг, флуд и провокации затопили вдумчивые и остроумные высказывания. Не имея ресурсов на усиление модерации и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили без предупреждения отключить комментирование. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте» и Twitter