БПЦ поднимает на свое знамя русификатора. 5 фактов о митрополите Иосифе

Антон Говша, UDF.BY

Иосиф Семашко
2018-й в БПЦ объявлен Годом митрополита Иосифа (Семашко), при котором Беларусь превратилась в православную страну. Планируется ряд мероприятий, приуроченных празднованию 220-летия со дня его рождения.

Тот факт, что православная церковь поднимает имя Иосифа (Семашко) на свое знамя, - признание огромных заслуг митрополита перед церковью и всем белорусским обществом, сказал БЕЛТА протоиерей Александр Романчук.

Но существуют совершенно другие взгляды на роль митрополита Иосифа в истории Беларуси. UDF.BY объясняет, почему – приводим главные факты о священнике.

БПЦ поднимает на свое знамя русификатора. 5 фактов о митрополите Иосифе


Вызвал гнев отца своими действиями в церкви

Иосиф Иосифович Семашко не был уроженцем Беларуси, он родился в Киевской губернии. В молодости он пошел по стопам отца, став униатским священником, но затем изменил свои взгляды и стал видным православным деятелем.

Знавшие его отца, писали, что Семашко-старший был рассержен на сына за последующие его шаги, и до последних дней старался проводить службы по-униатски.

БПЦ поднимает на свое знамя русификатора. 5 фактов о митрополите Иосифе


Был инструментом в руках властей Российской империи

В 1833 году Иосиф Иосифович Семашко обращался к властям империи с просьбой о личном присоединении к православию. Но вместо этого они предложили ему исполнить более масшабную миссию: активизировать процесс присоединения всех униатов к православию. Для этого пока еще грекокатолическому епископу Семашко дали широкие полномочия.

В изменении в ситуации на землях Беларуси и Украины был лично заинтересован Император Николай I по прозвищу «Николай Палкин».


Ликвидировал независимую белорусскую церковь

На такой формулировке настаивает историк и журналист Сергей Абламейко.

После объединения в XVI веке Великого княжества Литовского и Польши в единое государство Речь Посполитую в 1596 году между руководителями католической и православной церквей была заключена уния, что способствовало религиозной консолидации общества.

Грекокатолическая (униатская) церковь стала родной для большинства белорусов, но после включения белорусских земель в состав Российской империи власти опасались влияния Рима. В итоге Иосиф Семашко исполнил возложенную на него миссию и добился того, что в 1839 году в Полоцке был принят акт присоединении униатской церкви к православной и составлено всеподданнейшее прошение о том государю.

«Впервые в истории до тех пор более 500 лет самостоятельную белорусскую митрополию, которая в разные исторические периоды бывала то униатской, то православной, то снова униатской, присоединили к российской церкви, к Москве. То есть, саму белорусскую церковь впервые тогда присоединили к российской. В 1839 году наша церковь, которая к тому, повторяю, бывало то православной, то униатской, перестала существовать… Митрополит Семашко не раз говорил, что вернул соблазненных и оторванных верующих в лоно церкви-матери - РПЦ. Хотя на самом деле ни Московская митрополия, ни Московский патриархат НИКОГДА не были церковью-матерью для белорусов и украинцев», – писал историк и журналист Сергей Абламейко.

Интересно, что в 2012 году на конференции «Западнорусизм: прошлое и настоящие» прозвучало мнение о том, что в настоящее время среди священнослужителей БПЦ есть и те, кто считает, что «у нас здесь свое православие - не «московское», и именно эта группа людей выступает против канонизации митрополита Иосифа Семашко.


Закрывал глаза на репрессии против несогласных, обвинялся в уничтожении книг

В различных источниках можно встретить информацию, что под влиянием Иосифа Семашко большинство униатских священников подтвердили свою готовность присоединиться к православию.

Однако в книге Евгения Колубовича «Мова ў гісторыі беларускага пісьменства» сообщается:

«Ішло нішчэньне, ад якога найбольш пацярпела пісьменства ў нацыянальнай беларускай мове — дакумэнты беларускай гісторыі й кнігі вуніяцкай літаратуры… Вуніяцкія сьвятары спрабавалі ратаваць іх: ведамы выпадак, калі 2 красавіка 1834 году ў Наваградку на рукі яп. Язэпа (Сямашкі) 56 сьвятароў злажылі пратэст, але, на загад цара, усе былі пакараныя за гэта годам манастырскай турмы… На загад праваслаўнага мітрапаліта Язэпа (Сямашкі), у 1841-44 гг. (кнігі) спальваліся ў манастырскіх печаках».


БПЦ поднимает на свое знамя русификатора. 5 фактов о митрополите Иосифе


Проводил русификаторскую политику в Беларуси

Некоторые считают, что митрополит Иосиф (Семашко) спас белорусов от полонизации и превращения в поляков, к чему их вела униатская церковь. Но это утверждение выглядит очень сомнительным.

Вот что написал в своей книге о Семашко протоиерей Александр Романчук:

«В то же время надо признать: уния за все время своего существования не сумела превратить наших предков ни в настоящих католиков, ни в костельных поляков, т.е. ее миссия оказалась провалена. Дело в том, что, невзирая на объективные тенденции латинизации и полонизации, греко-католическая церковь в Речи Посполитой никогда не сумела занять устойчивое, равное с римо-католицизмом положение. Униатская церковь и ее смешанный восточно-латинский обряд считались уделом простонародья -«хлопской верой». В противоположность католицизм латинского обряда называли «панской верой».


Кроме того, есть свидетельства, что униатские священники использовали белорусский язык. Вот цитата из мемуаров Ивана Носовича «Воспоминания моей жизни»:

«Я, признаться, удивился, что католикам в этот день пришла охота быть у обедни в униатской церкви. По совершении литургии священник велел поставить среди церкви аналогий для молебствия и, украшенный крестом за 1812 год, вышедши с Евангелием и какою-то бумагою, положил Евангелие на аналогий, а в руках держа, по словам его, указ... начал говорить ко всем нам... так: “Вот, правоверные христиане. Господь Бог по великому смутку послав нам великую радосць; великий Наполеон, як в гэтом указе пишецца, хвала Богу, воцарився в свое государство (с острова Эльбы) и знову идзець к нам. Помолимся ж Господу Богу о том, чтоб Бог ему помог...”»


То, что после присоединения униатской церкви к православной митрополит Иосиф (Семашко) проводил русификаторскую политику, говорится во многих источниках. Да и сегодня, к примеру, на сайте Гомельской епархии черным по белому написано о митрополите:

«Прославился своей ролью в воссоединении униатской церкви Северо-Западного края с православием; проводил русификаторскую политику в Западном крае, противопоставляя ее полонизации».


По вышеназванным причинам прославление митрополита Иосифа в независимой Беларуси выглядит весьма странным.

Новости по теме

Новости других СМИ

Дорогие читатели, в дискуссиях на нашем сайте все чаще стали проявляться нарушения правил комментирования. Троллинг, флуд и провокации затопили вдумчивые и остроумные высказывания. Не имея ресурсов на усиление модерации и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили без предупреждения отключить комментирование. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте» и Twitter