Инаугурация Путина: Лукашенко как Медведев

Юрий Дракохруст, радио "Свобода" / перевод UDF.BY
8 мая 2018, 10:12
Фото с сайта gosnovosti.com
Что произойдет в двусторонних отношениях в ближайшие 6 лет, до следующих очередных президентских выборов в России?

Ну много чего может произойти. За прошедшие шесть лет произошло столько всего, одной аннексии Крыма хватает, чтобы сказать, что мир вокруг Беларуси благодаря России изменился полностью.

Но именно в двусторонних отношениях - что изменилось кардинально? Вот если посмотреть хронологию этих отношений 2012-2018. Из такого, чего раньше никогда не было? Разве что образование Евразийского союза, частичное восстановление пограничного режима и дело Regnum. Да и то, Евразийский союз - продолжение таможенного, который был образован ранее, в двусторонних отношениях положения ЕАЭС во многом были еще в договоре о создании союзного государства. Новый пограничный режим - он для граждан третьих стран, белорусы в Россию и россияне в Беларусь как ездили и до 2017 года, так и ездят. Дело Regnum - действительно знаковое событие. Но дали условные сроки и все этим закончилась.

В остальном - все как всегда. Были учения «Запад-2013» и «Запад-2017», россияне как приехали, так и уехали. А до того были учения «Запад-2009». А в 2021-м еще одни будут.

Пищевые, газовые, калийные, нефтяные «войны» - сколько их было до 2012 года, сколько за последние 6 лет, сколько их еще будет впереди? Можно достоверно прогнозировать, что немало. Но они что-то изменят в принципе?

Кстати, пару вещей, которых очень ждали (одни - с надеждой, другие - с ужасом), не произошло. В 2010-2011 годах очень жарко обсуждались проекты приватизации дорогих и лакомых белорусских активов (так называемый «список Дворковича»). И где та приватизация? Хоть одно предприятие из того списка приватизировано?

Или российская авиабаза. Как идея в 2013 году возникла, так в 2015 году была и похоронена.

Реакция официального Минска на политику в Украине - во многом копия реакции на войну в Грузии. И тоже с выходом на нормализацию отношений с Евросоюзом, которым Москва также не была удовлетворена. Но и нормализация была не то чтобы интеграцией, и московское раздражение не переходило в гнев и месть «неверному» союзнику. Ни в 2008-2010-х, ни в 2015-2018-х.

Запустили в Беларусь Спутник - а то раньше российские СМИ не паслись на белорусском информационном пространстве, как хотели. Никак кардинально этот Спутник ситуацию и не изменил.

Нет, разумеется, всегда остается фактор «черного лебедя» - а вдруг случится то, что сейчас и в голову не придет. Это никогда нельзя сбрасывать со счетов. Но моя точка зрения - что никаких больших неожиданностей не предвидится в тренде, нет пунктов, в которых наблюдается, по Гегелю, увеличение количества, которая может перерасти в качество.

Не увеличивается неуклонно, скажем, экономическая зависимость Беларуси от России, не скупает российский бизнес белорусскую промышленность на корню. Рунет ее уничтожает Байнет. Не создается мощное пророссийское движение в Беларуси, «Белоруссия - это Россия» как было политическим и интеллектуальным маргинезом в Беларуси, так и осталось.

Нет, ну а если Путин вдруг, а кто предвидел Крым? - возразит читатель. Ну да, вдруг исключать нельзя, но именно вдруг. Если в Беларуси произойдет существенный политический кризис, то можно гарантировать, что Россия не останется в стороне. Однако даже это не означает, что обязательно влезет в него с сапогами. Да, есть опыт Украины, но есть и опыт Киргизии 2010 года, и нынешней Армении. Не скажешь, что к армянским событиям Москва равнодушна, но ничего похожего на крымскую компанию там нет и близко.

И это даже в условиях острого политического кризиса. Ну а не будет кризиса? То с чего, с какой радости?

Глядя белорусскими глазами, мы иногда не видим сильных механизмов, которые предотвращают резкие колебания в любую сторону в двусторонних отношениях.

Лишить белорусов все субсидий, пособий и преференций - как так? Свои же. И если страдает от этого российская казна, то таково ее предназначение. А от Сечина не страдает, а от Дерипаски не страдает, а от Чечни не страдает, а от Крыма, а от Сирии, а от ДНР / ЛНР? Ну, может, меньше в ней сейчас денег, чем раньше. Но не принципиально меньше. Цена на нефть идет вверх, так что денег не то, чтобы совсем не было.

А с другой стороны, захватить, российский флаг поднять над Минском - а зачем, какова мотивация? Украину в 2014 году принуждали к чему? Чтобы вступила в Евразийский союз. А изнасиловали потом за что? За то не вступило в союз, за ​​то, что не стала, фигурально говоря, Беларусью. Так ведь Беларусь - уже Беларусь.

Вот в этих самоограничениях и бьется кремлевская политическая мысль. Может, иногда и хочется чего-то большего от Беларуси, но непринципиально другого. И цена и риски достижения этого большего каждый раз кажутся большими, чем преимущества сохранения того, что есть.

Пока природа режимов в Беларуси и России будет оставаться такой, какая есть, пока их будут возглавлять Лукашенко и Путин, которые с годами не молодеют, рвения что-то менять в двусторонних отношениях у них не будет.

Кстати, довольно знаковое первое решение Путина - Медведев again. Уж сколько о нем сказано и либералами, и патриотами, уж насколько выглядело неуместным держать «на хозяйстве» автора бесстыдного: «Денег нет, но вы держитесь». А все уместно. Свой же, старая гвардия.

Ну так и с Лукашенко то же самое.

Так что в тренде никаких изменений не предвидится. Но, повторюсь, если не будет «черного лебедя». Но «черный лебедь» - это именно то, что не ожидается.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Инаугурация Путина: Лукашенко как Медведев