Как на фронте: удержать личную власть! И неважно под каким флагом


23 июня 2018, 18:28
Фото: president.gov.by/
"Причина одна невыполнения (решений) - смерть. Мы на фронте. Если мы не выдержим эти годы, провалимся, значит, надо будет в состав какого-то государства идти или о нас просто будут вытирать ноги. Или, не дай Бог, развяжут в Беларуси войну, как в Украине”. Такую фразу Лукашенко произнес 22 июня во время посещения агрохолдинга "Купаловский" в Шкловском районе.

Позволительны ли подобные заявления главе независимого государства?

"Белорусский партизан" попытался разобраться в подтексте этой фразы вместе с аналитиком Сергеем Николюком.

- Александр Лукашенко чувствует проблемы, которые потихоньку, медленно накапливаются, даже не белорусской экономики, а шире - белорусской модели. Давайте проиллюстрируем официальной статистикой: с 1996 по 2011 год (15 лет) среднегодовые темпы роста составляли 7% ВВП, а с 2011 по 2015 год темпы роста составили 1,2%. Те же самые проблемы накапливаются в России, начавшись еще до крымских событий - при высокой цене на нефть.
Не знаю, насколько Лукашенко понимает, но чувствует: накапливаются фундаментальные экономические проблемы. Возможно, и понимает, но ему от этого не легче - проблемы являются следствием несовершенства белорусского государства, его институтов, общества. Если пытаться демократизировать общество, где же тогда место Александра Григорьевича?..

Лукашенко всегда проводил политику, которая еще в Древнем Риме определялась примерно так: лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме. Вспомним старые времена, когда Путин предлагал Беларуси войти в состав России, то Лукашенко предпочел быть первым в провинции: иметь свой президентский самолет, список можно продолжать. Но здесь выбор стоял между провинцией и Римом. А ведь выбор может быть и иной: между тюрьмой и Римом. При такой системе выбора Рим окажется предпочтительнее, что ярко демокнатрирует пример Виктора Януковича.

По большому счету Лукашенко волнует только одна проблема - удержание личной власти. Если в данный момент эту проблему лучше всего решать в рамках национального государства, - он будет самым яростным сторонником строительства национального государства. Если вдруг выяснится, что в рамках государства (именно потому, что оно национальное, общество просыпается) он себе места не найдет, тогда найдет себе другие рамки, это неважно. Мы все прекрасно помним знаменитую фотографию, когда Лукашенко вносит в зал бело-красно-белый флаг. Как ему казалось, путь к власти был более близок через этот флаг, завтра удержать власть можно будет под другим флагом - будет нести другой флаг. Сейчас выглядит очень логично, если мы понимаем главную личную логику - логику удержания власти.

- "...надо будет в состав какого-то государства идти" - это не оговорка?

- Нет, это не огорка. Здесь только одна оговорка - в слове "какого-то". Мы все понимаем, что иного государства, которое находится на Востоке, быть не может. Потому что западная форма объединения ему просто не оставляет места: нельзя авторитарной Беларуси войти в Запад. Еще в 70-ые или 80-ые годы приняли решение, что Турция войдет в состав Евросоюза - и все входит. входит, входит и никак войти не может. И не войдет, по крайней мере в ближайшие десятилетия.

- Мотивы ухода в "состав какого-то государства" навеяны не последней встречей с Путиным?

- Понимаете, встречаются регулярно - это частности. Белорусская модель близка к исчерпанию своего ресурса - как модели. Почему рухнул Советский Союз? Он исчерпал свой ресурс на всех фронтах - политическом, экономическом, идеологическом. Все: экономика больше не росла, ни одной проблемы власть решить не могла.

Помните замечательный фильм "Москва слезам не верит"? Я все время говорю: это фильм о скорой гибели Советского Союза. Спрашивают: а при чем здесь гибель Советского Союза? Обратите внимание: все герои фильма - очень замечательные советские люди. Но представить их говорящими идеологическим языком невозможно! Они все заняты своими личными проблемами. Главная героиня - директор крупного комбината, но это не помогает решить ей главную проблему.

Помните фразу: "Кто директор?" - и чуть все не рухнуло. Ее подруга с мужем строят дачу, живут дачей, купили автомобиль - вы можете представить, что один из героев, например, Баталова, вдруг начинает говорить словами партийного собрания? Умерла идеология, умерла - художник, возможно, еще не понимает этого, но чувствует, изображает реальность, в которой живет. Это один из элементов, идеологический, исчерпания модели - нет больше идеологии. А речи с трибун людей никак не трогают.

Так и здесь: эта модель ресурс свой исчерпала; нефть немножко выросла в цене - у нас что-то поднялась, нефть упала - экономика упала. Но своего-то нет, все! Я давно уже не слышу фразу "фамильное серебро" - нет фамильного серебра, за исключением калийного комбината. Что сейчас продавать, кому нужен МАЗ или МТЗ?

Проблемы накапливаются, накапливаются и накапливаются. В какой-то момент количество перейдет в качество.

Есть прекрасная книга одного американского профессора о гибели Советского Союза, который, правда, рассматривает это событие с одной стороны, с названием "Это было навсегда, пока не кончилось"...

Александр Лукашенко лучше всех нас эти проблемы чувствует, ими живет - от этого зависит (в прямом смысле) его физическое существование. У нас, конечно, доходы упадут, будем есть хлеб без масла. Но жить будем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Как на фронте: удержать личную власть! И неважно под каким флагом