Новые требования локализации могут затруднить поставки авто из РФ в Беларусь

TUT.BY

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ
Требования Евразийской экономической комиссии по повышению локализации в автопроме до 50% могут с 1 июля резко затруднить поставки автомобилей российской сборки в страны Таможенного союза, пишет «Коммерсант». Пока в реестре ЕЭК по локализации есть лишь КамАЗ.

Источники российского издания связывают отсутствие в реестре остальных российских автоконцернов в первую очередь с конфликтом между Москвой и Минском.

По решению ЕАЭС № 72 от 2014 года, с 1 июля 2018 года для свободного обращения автомобилей на территориях государств — членов Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан) производство должно иметь операции по сварке и окраске кузова, а уровень локализации — от 50% (до этой даты — 30%).

В реестре ЕЭК по локализации, обновлявшемся в феврале, лишь один российский автоконцерн — КамАЗ, один белорусский — МАЗ и шесть казахстанских. Ни российских АвтоВАЗа, группы ГАЗ и «Соллерса», ни заводов, построенных в РФ иностранными автоконцернами, в реестре нет, отмечает издание.

Источники «Коммерсанта» в отрасли оценивают ситуацию по-разному. «Остальные российские автоконцерны не могут свободно вывозить автомобили в страны ТС, теперь это неправомерно», — говорит один. Другой собеседник утверждает: «Основанием для поставок в страны ЕАЭС выступает подтверждение страны происхождения, которое дает сертификат СТ1, выдаваемый ТПП». Вильгельмина Шавшина из юрфирмы DLA Piper подтверждает, что правом свободного обращения автомобилей из российских автоконцернов в ЕАЭС теперь обладает только КамАЗ, а в отношении остальных должны применяться пошлины.

Издание напоминает, что исходно нормы по локализации инициировала Россия, чтобы защитить рынок от китайской отверточной сборки на заводе «БелДжи».

При этом в Беларуси отмечают, что степень локализации сборочного производства легковых автомобилей «Джили» на заводе «БелДжи» уже практически достигла 50%.

«Мы уже практически достигли этой цели», — сказал министр промышленности Виталий Вовк, отвечая на вопрос, удастся ли превысить уровень локализации в 50% к концу 2018 года. По словам министра, в апреле были созданы два совместных с холдингом БАТЭ предприятия — по производству сидений и радиаторов. В ближайшее время они должны начать реализовывать свою программу. В конце 2017 года был зарегистрирован «Борисовский завод двигателей «Джили». Эта компания должна реализовывать инвестпроект по производству двигателей внутреннего сгорания, укомплектованных коробкой передач. Степень локализации производства автомобилей «Джили» надо довести до 52%, чтобы выполнить условия по доступу на российский рынок, который видится для «БелДжи» ключевым.

Собеседники «Коммерсанта» утверждают, что российские производители, кроме КамАЗа, не вошли в реестр из-за разногласий именно между Москвой и Минском: «В ходе проверки белорусская делегация не подтвердила соответствие уровню локализации даже у АвтоВАЗа».

Минпром Беларуси не ответил на запрос «Коммерсанта». В Минпромторге РФ сообщили, что российские предприятия подали заявки на включение в реестр.

По данным Белстата, в 2017 году из России в Беларусь импортировано 44,1 тыс. легковых автомобилей на 558,2 млн долларов, что на 13,6% меньше, чем в 2016 году, в штуках и на 5,6% меньше в денежном выражении.

Новости по теме

Новости других СМИ

Дорогие читатели, в дискуссиях на нашем сайте все чаще стали проявляться нарушения правил комментирования. Троллинг, флуд и провокации затопили вдумчивые и остроумные высказывания. Не имея ресурсов на усиление модерации и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили без предупреждения отключить комментирование. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники