Латынина: “Если бы Путин тогда не катался на скутере в Сочи, а приехал бы в Североморск“


16 июля 2018, 10:58
Юлия Латынина
Российский обозреватель – о спасении 12-ти таиландских детей и их тренера из подземной пещеры.

– Конечно, будет, наверняка, голливудский фильм по этому поводу, там всё совершенно замечательно, – рассуждает Юлия Латынина на Эхе Москвы. – И там кроме страшной истории с одним из пловцов, который погиб, спасая этих детей, там потрясающий вот этот вот, фантастический тренер, который тут же разделил еду на детей, который сам голодал, который учил детишек медитировать, потому что он был бывший буддийский монах. И они были достаточно спокойны, хотя он сам был мальчишкой, ему было 25 лет.

Но, вот, я о чем думаю? Почему я, собственно, об этом говорю? Потому что я не могу не думать, что у нас тоже могла быть такая же счастливая международная история, потому что, прежде всего, это история международного спасения. Мальчиков наше британский дайвер, и если бы дайверов не было британских, может быть, их вообще не нашли бы.

И история, которая могла бы быть у нас, называется «Курск», потому что 12-го августа 2000-го года в Баренцевом море на учениях взорвалась и затонула подлодка «Курск» со 118-ми членами экипажа. В 11:28 это случилось, потому что в этот момент крейсер «Петр Великий» тряхнуло, гидроакустик зафиксировал взрыв. И даже, собственно, на крейсере находился командующий Северным флотом Вячеслав Попов, и он поинтересовался, что случилось? И кто-то удачно нашелся, говорит «Включилась антенна радиолокационной станции». Командир крейсера тоже не придал этому значения.

Поэтому «Курск» начали очень поздно искать, его начали искать к ночи, когда он не всплыл. Нашли его в 4:51 следующего дня (утра). Он лежал на дне, на глубине 108 метров и из него доносились звуки – кто-то стучал.

А дальше, собственно, началось самое страшное, потому что ситуация с «Курском» была ровно та же, что с мальчиками, найденными в пещере. Мальчики тоже были заперты в пещере на глубине, на глубине 600 метров (правда, они были на сухом месте). У них тоже более или менее кончался кислород: там одна из проблем была, что в пещере становилось всё меньше и меньше кислорода. Извлечь их тоже было страшно трудно, несмотря на то, что их нашли живыми. И как спасти их после этого, собственно, и был главный вопрос.

И с «Курском» то же самое. Лодка лежит на глубине 108 метров. Бóльшая часть экипажа мертва. Как мы знаем теперь, 24 человека были еще живы, мы это знаем из записки капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова. И первое, что случилось? Британцы и норвежцы предложили России помощь для спасения еще живых моряков.

Я напоминаю, что уже почти сутки прошли, прежде чем их вообще нашли, что, конечно, было ужасным промедлением. Точно так же, как дайверы со всего мира предложили помощь Таиланду, потому что, как я уже сказала, ну, не было бы британских дайверов там, обнаружили бы детей через 5 месяцев после конца сезона дождей и сказали бы «Они утонули».

Россия в отличие от Таиланда от помощи отказалась. Владимир Путин в отличие от премьер-министра Таиланда не приехал сразу на место спасательной операции. Я напомню, что в это время Путин отдыхал в Сочи, он катался по волнам на скутере. Видимо, это было приятно, он продолжил отпуск, который завершил только 17-го августа. Вся страна это видела.

А в Баренцевом море происходила попытка спасения оставшихся в живых членов экипажа своими доморощенными средствами. Что они живы, знали все, потому что на «Петре Великом» через систему громкой корабельной связи транслировали на весь корабль раздававшиеся с лодки стуки. И 7 дней, вот, 7 дней плюс первый день, который был пропущен, благодаря вот этой замечательной реплике о включившейся антенне, Северный флот пытался пристыковаться к «Курску» своими силами и не мог – на лодке была повреждена коменц-площадка.

Наконец, 20-го августа к работам допустили норвежское судно «Seaway Eagle». Его водолазы вскрыли кормовой аварийно-спасательный люк подлодки на следующий день. И вот тут выяснилось страшное. Потому что точно так же, как 12 детей и их тренер, которые были погребены в пещере, но еще живы, точно так же 23 матроса и капитан-лейтенант Колесников на «Курске» еще некоторое время были живы. Их можно было спасти.

Их можно было спасти, если бы как в Таиланде Россия в первый же день обратилась бы к иностранцам. Их можно было бы спасти, если бы президент Путин, тогда только недавно избранный, не катался бы на скутере в Сочи, а дал бы зеленый свет интернациональной спасительной операции.

И, вот, когда это выяснилось и когда жены и матери утонувших плакали по телевизору, оказалось, что нужно срочно что-то делать. Потому что времена были еще либеральные, мы все (и Россия, и Военно-морской флот, и президент) выглядели очень неприятно, и всё было сделано. Путину сказали, что, вот, женщины, которые плачут по телевизору, это не настоящие вдовы, это специально нанятые Борисом Березовским проститутки. И в это было очень приятно поверить.

А потом еще Путину и всем нам сказали, что те 24 человека, которые остались живы после первого взрыва, они всё равно померли почти тут же. Они, вот, написали записку и померли, и спасти их было нельзя. А вот те стуки, которые транслировал по громкой корабельной связи «Петр Великий», — это в самом «Петре» что-то стучало. В это приятно было поверить. В это не только поверили в Кремле, но и написали в следствие по делу о гибели «Курска».

И вот я подумала о том, как могла бы развиваться Россия, если бы Путин тогда не катался на скутере в Сочи, а приехал бы в Североморск, если бы британские дайверы достали этих 24-х человек. Потому что, вот знаете, мы, если меряемся с кем-то, то обычно с США или с Европой. А, вот, давайте в этой истории сравним себя с Таиландом, с развивающейся страной, немножко бесхозной, немножко аляповатой, кстати, тоже с великой древней культурой.

Да? Вот, 2000-е годы были еще вегетарианские времена. И представим себе, как бы по-другому развивалась страна, если бы была эта спасительная операция, если бы Путин был героем, который получил международную помощь, если бы снимали голливудские фильмы о спасении британскими дайверами и российскими дайверами, соответственно, моряков с Курска.

Хотя, в общем-то, если подумаешь, как это происходило бы сейчас, ну, понятно, что теперь бы не через неделю, не через месяц никаких бы норвежцев к «Курску» не подпустили, следствие бы установило, что «Курск» утопила подлодка кровавых США, тех же самых, которые сбили «Боинг» над Донбассом и отравили Скрипалей, чтобы нагадить России.

Но вот очень интересна та развилка истории, которую мы тогда прошли, в сравнении с Таиландом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Латынина: “Если бы Путин тогда не катался на скутере в Сочи, а приехал бы в Североморск“