Леонид Заико: Так у нас социальное или алкогольно-ориентированное государство?

Татьяна Гусева, gazetaby.com
22 октября 2018, 17:25
Леонид Заико
Известный экономист объяснил, почему не стоит стимулировать рост экспорта спиртных напитков, и есть ли смысл запрещать продажу алкоголя ночью.

На совещании по вопросам ликеро-водочной отрасли в Беларуси в понедельник Александр Лукашенко признал, что алкоголь является серьезным подспорьем для нашего бюджета, в то же время отметив, что главное — последствия употребления спиртных напитков.

— Во всем мире производство алкоголя не является социально важным и, более того, считается социально негативным явлением, — отметил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. — Мы не являемся производителями всемирно известных марок шампанского, виски или водки. Здесь есть наша проблема внутренняя.

Доходы от продажи спиртного — это ущерб стране, считает экономист.

По мнению Леонида Заико, власти должны проводить меры по снижению потребления алкоголя. Недавний запрет на продажу спиртных напитков ночью эксперт называет бессмысленным.

— После полуночи по Минску из двухмиллионного населения ходят десятки людей. С точки зрения покупок это никакой роли не играет.

Собеседник «Салідарнасці» напоминает, что производство алкоголя очень выгодное — это акцизный товар.

— Поэтому существует и алкогольная «мафия», и чиновники из разных структур – Минфин и прочие — заинтересованы в том, чтобы эти доходы не снижались. В Беларуси их никто не останавливает. В парламенте нет внятных лоббистских групп, которые стараются уменьшить потребление алкоголя и табака. У нас нет такой традиции. Если бы это было мощным общественным явлением, тогда любой чиновник не стал бы говорить о конкуренции в этой сфере. Он просто побоялся бы выступать на эту тему, потому что на него обрушились бы сотни голосов — рассерженных женщин, борцов с нездоровым образом жизни.

Экономический эффект от продаж алкоголя абсолютно теряется социальными последствиями, уверен экономист:

— Надо четко выбирать: у нас социальное государство или алкогольно-ориентированное. Сам президент не пьет, сдержанно относится к алкоголю. Если бы он выступал против употребления алкоголя, потерял бы большое количество сторонников.

— Глава государства обратил внимание на появление признаков недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке. В чем она проявляется?

— Недобросовестная конкуренция может выражаться в использовании режимов времени для продажи алкоголя, в рекламе, когда потребителя вводят в заблуждение по поводу качества и цен на продукцию. Кроме того, есть региональная феодальная политика: в Могилеве продают могилевскую водку, в Минске — столичную.

Проведение крупных фестивалей под эгидой спиртных напитков также можно расценивать как недобросовестную конкуренцию.

— Лукашенко озаботился медленным ростом экспорта алкоголя. Как можно решить эту задачу?

— Ее решать не надо. Надо заниматься экспортом социально эффективных товаров — одежда, обувь или медицинские товары. Я бы не стал заостряться на стимулировании роста экспорта алкоголя. В соседних странах алкоголь расписан по лоббистским группам. Есть защитники алкоголизации России, Украины и прочее. Увеличить рост экспорта белорусской водки не является важным. Мы можем делать уникальные сорта настоек, бальзамов. Смотрите, что предлагают нам англичане и французы? Хорошие, столетиями освоенные алкогольные продукты.

Экспорт алкоголя наносит ущерб тем странам, которым мы продаем. Нет ни одной страны, где продажа спиртных напитков давала бы хороший экономический и социальный эффект.

— Могут ли правительство, местная власть, силовые структуры и производители выработать согласованную позицию, которая касается рынка алкоголя, если у каждой из сторон свои интересы?

— Здесь, как в любой отрасли, есть возможность создания ассоциации, которая объединяет производителей продукции. В России белорусские производители молока не работали с ассоциацией российских производителей, надеялись, что дядька из правительства будет за них проблемы решать. Весь мир работает в режиме договоренностей. Это так называемая олигополия — проведение всех мер по разделению рынка. Рынок устойчивый и потребление алкоголя стабильное. Рассчитывается емкость рынка, и вступают договоренности. Они могут быть и в виде квот, согласования объемов поставок. Пусть развития сотрудничества, кооперации — единственный правильный.

Местная власть должна заботиться об интересах населения, особенно детей, молодежи и тех, кто может оказаться жертвой алкоголизации, и заниматься антиалкогольной пропагандой. Задача силовых структур — бороться с неконтролируемыми продажами, незаконным импортом и реализацией подделок.

А правительство пускай думает, как лучше дать образование в области IT, как способствовать повышению здоровья населения, лучшему медобслуживанию. Что интересно, в наших поликлиниках очереди, а в ликеро-водочных отделах — их нет. Как так получается?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Леонид Заико: Так у нас социальное или алкогольно-ориентированное государство?