Госдолг Беларуси – уже за красной чертой

Ярослав Романчук, руководитель центра Мизеса / facebook.com

Фото coindesk.com
По состоянию на 1 октября 2018г. валовой долг Беларуси (государства и коммерческих организаций) составил $39461,2 млн. На начало 2018г. он был $39929,3 млн. т. е. сократился на $468,1 млн. Сокращение долга минимальное. Внешний долг государственного сектора в расширенном определении на 01.10.2018г. составил $24715,3 млн. (42,1% ВВП), а на 01.01.2018г. был $24975,1 млн. (45,9%), т. е. за первые три квартала 2018г. он сократился на $259,8 млн. Можно сказать, что правительство Беларуси в 2018г. не занималась проблемой сокращения государственного долга.

Динамика внутреннего государственного долга подтверждает это. На 01.10.2018г. по данным Минфина, совокупный государственный долг составил 36% ВВП. Он отличается от показателя Нацбанка «внешний долг государственного сектора в расширенном определении» на размер госгарантий, а также величину внутреннего долга». Размер госгарантий – несомненно, обязательства государства, которые нужно учитывать при оценке внешнего госдолга – составили 6,1% ВВП или $2,13 млрд. Солидная сумма, чтобы её можно было игнорировать при учёте долгового бремени.

Внутренний государственный долг Беларуси на 01.10.2018г. составил 7,8% ВВП или BYN9631,8 млн. На 01.01.2018г. он составлял BYN9175,6 млн. (8,6% ВВП). Т. е. в BYN-рубля он увеличился на BYN456,2 млн. или на ~$228 млн. Получается, что то, что правительство чуточку сократило по внешнему долгу, оно добрало по внутреннему. Поскольку львиная доля госдолга внутреннего – тоже в долларах, то его смело можно считать внешним. И точно учитывать при оценке совокупного госдолга. В итоге честная оценка государственного долга на 01.10.2018г. составляет не 36% ВВП, как указывает Минфин, а 49,9% ВВП. Именно такой величину по Беларуси дают рейтинговые агентства, а также целый ряд международных организаций.

Получается, что нынешний уровень государственного долга – уже за красной чертой экономической безопасности, утверждённой решением президента (45% ВВП). Нет сомнений, что Минфин знает об этом. Зачем же тогда приукрашивать ситуацию? Зачем путём методологических хитростей делать прихорошенную мину при плохой игре?

Напомним, что после глубокого кризиса 2011-го года совокупный долг Беларуси на 01.01.2012г. составлял $34023,1 млн. или 55,9% ВВП. Внешний долг государственного сектора в расширенном определении – $19,4 млрд. или 31,9% ВВП. Если бы беларуские распорядители чужого выучили болезненные уроки того кризиса, они бы не стали жить в долг, направляя дорогие кредиты на государственные коммерческие программы. Вдумайтесь. С 2012 по 01.10.2018г. совокупный внешний госдолг Беларуси вырос с 31,9% ВВП на начало 2012г. до 42,1% на начало октября 2018г. В $-долларах этот показатель увеличился на $5,3 млрд. При этом ВВП по итогам 2011г. составил $60,9 млрд., а 2018г. закончится с ВВП примерно на уровне $58,7 млрд. Вот так при росте внешнего госдолга на 10,2 процентных пункта ВВП потерял 3,6% ВВП (2018г. по сравнению с 2011г.).

Не нужно быть супер экономистов, просто дружить с арифметикой и здравым смыслом, чтобы оценить качество бюджетной и инвестиционной политики. Не в коня корм. набрали долгов, а теперь платим за это угрозой очередной рецессии.

В 2019г. надо погасить BYN5,8 млрд. внешнего долга в эквиваленте. Еще около BYN3 млрд. нужно отдать на обслуживание долга (в рублёвом эквиваленте). Итого около $4 млрд. (~20% совокупных расходов органов госуправления) нужно будет заплатить за те кредиты, которые принесли Беларуси только головную боль, резкое ухудшение состояния госфинансов и высокую концентрацию токсичных активов в экономике.

Это не ошибка в тактике управления, в плохом подборе кадров или в «дырявой» системе контроля над бюджетом. Это ошибка в стратегии развития страны, в институтах организации взаимодействия между инвесторами, предпринимателями, потребителями и государством.

Судя по тому, как собирается финансировать госдолг правительство (взять в долг на внешних рынках очередные $1,5млрд., взять в долг на внутреннем рынке $370 млн., плюс $1 млрд. российского кредита и ещё облигации на рынке России и Китая. В условиях удорожания кредитов в мире эти заимствования будут тяжёлым бременем на плечах беларусов.

В 2019г. бюджетно-налоговая политика беларуских властей останется такой же безответственной по отношению к главной цели экономической политики – обеспечению быстрого (6- 9% ВВП), долгосрочного (минимум 20 лет) экономического роста. Бюджет на следующий год свёрстан, исходя из роста ВВП на 2,1%. С учётом складывающихся отношений с Россией и регуляторной тягомотины по радикальному улучшению условий для инвесторов и предпринимателей нас ждёт балансирование между стагнацией и рецессией. Даже если власти накачают экономику новыми кредитными и/или эмиссионными деньгами, чтобы впечатлить избирателей на парламентских и/или президентских выборов, то расплата в 2020г. наступит с неизбежной жестокостью. Её контуры и суть мы помним по 2011 году.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDF.BY может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации

Заметили ошибку нажмите Ctrl+R

Читайте также

Новости других СМИ

Дорогие читатели, в дискуссиях на нашем сайте все чаще стали проявляться нарушения правил комментирования. Троллинг, флуд и провокации затопили вдумчивые и остроумные высказывания. Не имея ресурсов на усиление модерации и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили без предупреждения отключить комментирование. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники