Павел Усов: Кремль уже не пугает интеграцией, он настаивает


Иллюстративное фото
В высшем эшелоне белорусской власти царит растерянность. То ли Лукашенко выжидает, надеясь, что снова обойдется отговорками, то ли просто не знает, что можно сделать в этой ситуации.

В 2024 году "союзное государство" Беларуси и России, по замыслу Кремля, должно быть уже готовым проектом. Это ключевой год для Путина — либо менять конституцию РФ, либо стать президентом нового союза.

В интервью Thinktanks.by директор Центра политического анализа и прогноза (Варшава), политолог Павел Усов довольно пессимистично высказался о возможностях Минска в противодействии интеграционным желаниям Москвы.


Особенности нынешних «мух и котлет»

Разница между прошлыми конфликтами Минска и Москвы и нынешним очевидна и важна. Как правило, до окончания года Беларусь и Москва могли урегулировать спорные вопросы относительно цен на газ, энергоресурсы, уладить очередные экономические споры.

Примечательно, что все это удавалось загладить на уровне ниже президентского — премьер-министров, вице-премьеров, министров и т. д. Никогда не поднимался так категорически в экономическом споре вопрос политический — углубление интерации в обмен на компенсации и т. д.

Лукашенко дважды встречался с Путиным накануне нового года, а экономические вопросы остались, судя по молчанию Минска, нерешенными. До сих пор белорусская власть не сделала никакого заявления, сообщения о том, что являлось на самом деле темой этих переговоров и каковы их результаты.

Белорусское общественное мнение может искать информацию только в волне российских разнообразных вбросов после переговоров. Это действительная проблема.


Слишком много аргументов в пользу пессимизма

2019 год — это год накануне президентских выборов. Александру Лукашенко жизненно важно сохранить поддержку хотя бы 30-40% белорусов. Сохранить эту электоральную базу можно лишь при помощи экономической поддержки России — других резервов уже нет.

Для России же насущным стало решение нескольких внешнеполитических задач. России нужно компенсировать моральные, имиджевые потери в результате получения автокефалии украинским православием, в результате консервации ситуации на востоке Украины — необходимо снова поднять уровень поддержки Путина и его политики.

Идеальной внешнеполитической компенсацией выглядит как раз Беларусь. И даже правовая база для интеграции уже есть, все документы подписаны еще в прошлом веке.


2019-й — удобное время для старта

В 2019 году, на мой взгляд, Москва будет решать ряд политических вопросов процесса интеграции. Думаю, первоочередным станет вопрос единой валюты. К 2024 году Путину нужно готовое "союзное государство". Иначе придется переписывать конституцию Российской Федерации — по-другому власть не продлить.

В случае же создания СГ Путин с легкостью его возглавит. Ну, а Беларусь не получит ничего, только потеряет суверенитет и превратится в дополнительный субъект Российской Федерации.


Что может сделать Минск за такое короткое время

Пока, судя по всему, в высшем эшелоне белорусской власти царит растерянность. То ли глава государства выжидает, надеясь, что снова обойдется отговорками, то ли просто не знает, что можно сделать в этой ситуации.

Но сами власти перед такой угрозой (которая все же не вчера появилась) ничего не делают для того, чтобы укрепить внутриполитические институты, которые бы хоть каким-то образом укрепляли фундамент белорусской независимости. «Дело БелТА», преследование журналистов, особенно достается «Белсату», вся эта история вокруг Куропат и т. д. — все это свидетельствует о том, что инструментария противодействия нет, что власть и Лукашенко просто не желают работать над теми механизмами, которые бы могли ограничивать и сдерживать влияние России.

И я сомневаюсь, что в 2019 году эти инструменты будут выработаны.

Если власть хочет показать обществу, что готова бороться за независимость и рассчитывает на помощь, то она должна сделать несколько шагов.

Во-первых, прекратить репрессии в отношении политической оппозиции и гражданского общества, демократических сил.

Во-вторых, созвать общенациональный круглый стол — в нем должны участвовать представители власти, интеллигенции, эксперты — для совместной разработки стратегии действий.

В-третьих, создать общенациональный комитет по вопросам национальной безопасности.

В-четвертых, рассмотреть легитимность документов о создании "союзного государства" Беларуси и России.

Но, зная белорусскую власть, есть большие сомнения, что она пойдет хоть на какой-то диалог с оппонентами даже перед такой угрозой.

Заметили ошибку нажмите Ctrl+R

Читайте также

Новости других СМИ

Дорогие читатели, в дискуссиях на нашем сайте все чаще стали проявляться нарушения правил комментирования. Троллинг, флуд и провокации затопили вдумчивые и остроумные высказывания. Не имея ресурсов на усиление модерации и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили без предупреждения отключить комментирование. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники