Гостеприимная Чехия и недооцененная Румыния: от советских связей к инновационному обмену

Сергей Новиков, Завтра твоей страны
27 февраля 2019, 11:53
Бывшие центральноевропейские союзники СССР по Варшавскому договору и Совету экономической взаимопомощи и молодые (с 2004 года) участники Евросоюза — Чехия, Словакия, Румыния и Венгрия являются очередными объектами внимания нашего спецпроекта «Беларусь-Евросоюз: 25 лет рядом со своим европейским прошлым, настоящим и будущим».

Из стран этого субрегиона наиболее активно развивают отношения с независимой Беларусью Чехия и Словакия.

Чехия на протяжении многих лет удерживает место в двадцатке крупнейших торговых партнеров нашей страны.

Средний совокупный ежегодный товарооборот Беларуси с чешскими и словацкими компаниями находится на уровне свыше полумиллиарда долларов. Ряд чешских компаний, ранее сотрудничавших с госсектором БССР, продолжают участвовать в реализации инвестпроектов и после 1991 года. При финансовой и страховой поддержке чешских банков и страховых компаний они модернизировали «БелАЗ». Контракты в госсекторе и для частных заказчиков получали чешские строители. После 2004 года Чехия стала одним из главных мостиков на рынок Евросоюза для успешных частных компаний белорусского реального сектора и особенно для IT-бизнеса.

Венгерский и румынский бизнес в меньшей степени представлены на белорусском рынке.

Венгерские компании предпринимали несколько безуспешных попыток войти в финансовую и медицинскую отрасли. Взаимоотношения Беларуси с румынской экономикой (по динамике развития в регионе Центральной и Восточной Европы она уже опережает польскую и чешскую) после распада Советского Союза остаются на весьма низком уровне.


Чешское десятилетие

В середине 1990-х годов банки и компании Чехии – одни из самых активных инвесторов в белорусскую экономику.

Гостеприимная Чехия и недооцененная Румыния: от советских связей к  инновационному обмену


В 1995-1996 годах крупнейший на тот момент частный конгломерат Беларуси холдинг «Пуше» договорился с чешским концерном Skoda о строительстве первого в истории страны производства легковых автомобилей. Завод планировалось разместить в Дзержинске и, начав с 2,5 тысяч единиц техники, довести объем выпуска до 10 тысяч автомобилей в год. Проект, однако, не состоялся: «Пуше» стал одним из первых частных отечественных бизнесов, который разгромили новые власти. Некоторое время переговоры со Skoda и ее владельцем, немецким концерном Volkswagen, продолжало белорусско-немецкое предприятие «Бел-Фер». Но они закончились безрезультативно.

Через два года чехи приняли участие в первой во времена независимости глобальной модернизации жодинского «БелАЗа». В том числе, благодаря их финансовым ресурсам и технологиям, «БелАЗ» не только сохранил лидирующие позиции на мировом рынке, но и усилил свое присутствие на нем.

Гостеприимная Чехия и недооцененная Румыния: от советских связей к  инновационному обмену


В проекте участвовали Ceska exportni banka и чешская инжиниринговая компания Alta. Первый под гарантию белорусского правительства выделил кредит в 119 млн долларов (на протяжении многих лет – это крупнейший заем для белорусской экономики), Alta поставляла и монтировала оборудование, а также участвовала в схеме погашения кредита. Чешская компания, в частности, реализовала «БелАЗы» горно-обогатительным комбинатам Украины.

Ceska exportni banka участвовала в еще одной крупнейшей сделке первого десятилетия независимой Беларуси. В 1999 году опять под гарантии возврата средств, которые предоставлял Минск, чешский банк выделил 60 млн долларов на приобретение 400 тыс. тонн фуражного и 100 тыс. тонн продовольственного зерна. Необходимость обращения за внешними заимствованиями была вызвана дефицитом фуражного зерна, с которым сталкивались птицефермы и животноводы Беларуси, и отсутствием денег в бюджете: Беларусь остро переживает последствия российского финансового коллапса 1998 года.

Гостеприимная Чехия и недооцененная Румыния: от советских связей к  инновационному обмену


Зерно, закупаемое в Чехии, Словакии и странах СНГ, поставлялось с 2000 года через государственного оператора «Белагроинторг». Завышенные цены привели к серьезным финансовым обременениям для 73-х его получателей — птицефабрик, комбикормовых заводов и хлебокомбинатов.

В 1990-е годы в Беларусь начал инвестировать средний чешский бизнес. Из самых крупных проектов, которые продолжают существовать и сегодня, это витебский завод компании «Фортекс-водные технологии». Созданный в 1999 году с участием чешского инвестора Fortex он выпускает оборудование для очистки и подготовки воды.


Проект самого богатого чеха

Деловой застой, который характерен для частного рынка Беларуси в первой половине 2000-х годов, во второй половине сменила очередная волна интереса к местному рынку со стороны западного бизнеса. Чешские компании находились в первых рядах.

В 2006 году первый проект в Беларуси начал самый богатый чех мира Петр Келлнер. Именно в этом году владелец финансового холдинга PPF Group приобрел небольшой «сэзовский» «Лоробанк».

Гостеприимная Чехия и недооцененная Румыния: от советских связей к  инновационному обмену


Петр Келлнер

Он реорганизовался в «ХКБанк» и стал одним из крупнейших игроков на рынке потребительского кредитования Беларуси. Практически одновременно вместе со своим партнером, итальянской группой Generali, Петер Келлнер инвестировал в белорусскую страховую компанию «Генерали».

Во второй половине 2010-х годов у фигуранта «форбсовского» списка миллиардеров поменялись приоритеты. Он избавился от активов на территории бывших стран СССР и в рамках этого тренда сначала (в 2016 году) реорганизовал «ХКБанк» в «Небанковскую кредитно-финансовую организацию «Хоум Кредит», а потом (в 2018 году) продал ее российскому «Альфа-Банку». Белорусская «Генерали» сначала была преобразована в «ППФ Страхование», а потом в «Аснова страхование». С конца 2017 года «Аснова страхование» находится в ликвидации.

В это же время чешские инвесторы участвовали в нескольких логистических проектах на территории Беларуси.

В 2008 году чешский железнодорожный оператор OKD Doprava выкупил за 3,65 млн долларов 90% акций брестской компании «Белтерминал». OKD Doprava является частью энергетической группы New World Resources (NWR), принадлежащей чешскому миллионеру Зденеку Бакале. В создание транспортно-логистического центра на базе «Белтерминала» предполагалось инвестировать 15 млн долларов. В 2010 году OKD Doprava была переименована в Advanced World Transit. В 2014 Зденек и Михаэла Бакала продали AWT польским железным дорогам PKP Cargo.

В 2011-2012 годах пытался реализовать транспортно-логистический проект в витебском аэропорту другой чешский инвестор, владелец PDW Group Павел Городнов. В 2012 году был зарегистрирован холдинг «Витавиа», в который входили авиатранспортное предприятие «Витавиа», таможенно-логистический комплекс «Витавиа карго» и сервисное предприятие «Витавиа ойл». Проект не получил развития, предприятия были ликвидированы.

Успешнее проекты чешских компаний в энергетике Беларуси. В 2010 году Ceska exportni banka подписала с «Гродноэнерго» кредитное соглашение на 9,2 млн евро по финансированию и поставке оборудования на строительстве Гродненской ГЭС.

Гостеприимная Чехия и недооцененная Румыния: от советских связей к  инновационному обмену


Гродненская ГЭС. Фото: Сергей Плыткевич

Один из первенцев новой белорусской малой гидроэнергетической системы мощностью 17 МВт был построен «Гроднопромстрой» с использованием оборудования чешской компании Mavel в течение 2008- 2012 годов.

Эта же чешская компания победила в международном тендере на поставку энергетического оборудования для построенной позже (в 2011-2017 годах) российским подрядчиком «ВО Технопромэкспорт» Полоцкой ГЭС. Строительство, закупку и установку оборудования на сумму 99,8 млн долларов финансировал Евразийский банк развития.

Также в энергетике в 2010 году чешская и белорусская компании Modranska potrubni и «Белоозерский энергомеханический завод» создали совместное предприятие «БЭЗимп», которое занималось производством деталей трубопроводов высокого давления. Но с 2017 года это предприятие находится в ликвидации.


Строительная чешская волна

В первой половине 2000-х годов первые подряды от «Нафтана» получила инжиниринговая компания Unis из Брно. Нарастающий объем привел к созданию в Новополоцке дочернего предприятия — «УНИСнефтепроект». На протяжение 2000-х и сейчас компания оказывает инжиниринговые услуги представителям нефтеперерабатывающей и других отраслей. В числе заказчиков «Нафтан», Мозырский НПЗ, «ГродноАзот», «Интерсервис», «ТрансЭкспедиция», могилевский «Газхимресурс Бел» и борисовский «Лесохимик».

Новый всплеск инвестиционного интереса чешского бизнеса к белорусскому рынку связан с формированием единого экономического пространства на территории Беларуси, России, Казахстана и других стран бывшего СССР.

На его волне крупный заказ в Беларуси получила стедлецкая компания Bauer Technics, активно работавшая еще в советских республиках. Специализацией Bauer Technics является сооружение под ключ животноводческих комплексов и птицеферм.

В 2013 году компания получила подряд на возведение крупного свинокомплекса «Негновичи» (на 48 тыс. голов) в Борисовском районе. Его стоимость составляет 35 млн евро. Финансирование осуществлялось за счет кредитной линии, открытой чешским и российским банками при поддержке чешской страховой компании EGAP. Две очереди свинокомплекса, построенные в 2014-2017 годах, стали новым источником мяса для Борисовского мясокомбината.

В 2018 году Bauer Technics подписала еще более крупный контракт с белорусскими заказчиками. Он обеспечил почти 60% ее портфеля. Чешская компания стала ключевым участником программы возрождения белорусского свиноводства, пострадавшего в 2013 году от вспышки африканской чумы свиней, и обязалась до 2022 года построить пять свинокомплексов за 150 млн евро. Первый их них возводится сейчас в Оршанском районе.

Чешская строительная компания PSJ по контракту с австрийским деревообрабатывающим концерном Kronospan в начале 2010-х возвела комплекс в Сморгони.

В 2017 году акционеры компании Metrostav, контролируемой чешско-словацкой DDM Group, приступили к реализации контракта на реконструкцию и расширение очистных сооружений системы «Брестводоканала». Его сумма составила 7 млн евро, завершить строительные работы планируется в 2019 году. Финансовое обеспечение проекта осуществляет пул инвесторов, в который входят Северный инвестиционный банк, Экологическое партнерство северного измерения, Шведское агентство международного развития, Европейский банк реконструкции и развития. Metrostav также подписала меморандум о создании совместного предприятия с «Минскметростроем».

Из крупных проектов в других отраслях, которые реализуют чешские инвесторы в 2010-х годах, выделяется проект на белорусских торфяниках. В 2015 году учредители компании Agro CS Ян Гарант и Ярослав Зитко стали владельцем торфяников в Глубокском и Шарковщинском районах. Agro CS, специализируется на производстве садовой почвы, удобрений и газонов и получает лицензии на разработку 1,55 тыс. гектаров торфяников в течение 20 и 32 лет. Главный продукт этого бизнеса – питательные грунты, для производства которых сырья должно хватить минимум на 30 лет. Белорусские торфяники закрывают потребности компании чешских бизнесменов на 40%.

В текущем году планируется запуск в эксплуатацию завода «Цилиндерс-Бел» в Орше по производству бесшовных стальных баллонов. Благодаря новой площадке чешская компания Cylinders Holding расширяет присутствие на российском рынке.


Инновационный обмен

Минск и Прагу связывают развитые взаимоотношения в IT-отрасли – оба города являются мировыми центрами разработок инновационных технологий.

В 2009 году чешская компания Ticketpro International, созданная в 1992 году Сержем Гримо, вышла на белорусский рынок в сфере онлайн-продаж билетов. За весьма короткий срок Kvitki.by стали крупнейшим специализированным сервисом в Беларуси — через свою партнерскую компанию Ticketpro International открыла свыше 250 касс в более чем 40 городах страны. В 2017 году Серж Гримо продал бизнес в Чехии и других странах крупнейшей мировой компании в этой отрасли — американской Ticketmaster (подразделение концертного промоутера Live Nation Entertainment).

Обратный интерес белорусских IT –компаний к Чехии, во-первых, как к удобному доступу к европейским клиентам, во-вторых, как к источнику высокопрофессиональных кадров, куда более масштабен.

В конце 1990-х годов в Праге открылся центральный офис белорусского разработчика программного обеспечения Intetics (в 1997 году) и первый центр разработки за границей (в 1999 году) IBA Group Сергея Левтеева. Intetics использовала Чехию как трамплин на мировой рынок до 2003 года – пока не перевела правление в США. IBA Group в 2005 году перенесла в Прагу головной офис из Минска и стала одним из крупнейших местных IT-разработчиков. На сегодняшний момент центры разработки IBA Group находятся, кроме Праги, в Брно и Остраве. Чешскому офису подчинен бизнес в соседней Словакии – в Братиславе также работают программисты IBA Group.

В 2015 году офис в Праге открыла крупнейшая IT-компания с белорусскими корнями EPAM Systems, а с 2017 года в чешской столице в Брно обосновался один из лидеров мирового геймдева Wargaming. Местное подразделение компании Виктора Кислого и Николая Кацелапова специализируется на контроле качества продуктов.

Чехия и Словакия в целом после вступления стран в 2005 году в Евросоюз стали важными транзитными точками для перевалки белорусской продукции на рынок ЕС. В 2000-2010-х годах здесь открыли дистрибьюторские компании «Алютех» и «Халес».

Гостеприимная Чехия и недооцененная Румыния: от советских связей к  инновационному обмену


Чехия и Словакия одни из самых комфортных стран для проживания и получения европейского образования у выходцев из республик бывшего СССР. Многие белорусские бизнесмены не остаются в стороне от этого тренда и обзаводятся гражданствами этих стран и уже через чешские и словацкие фирмы инвестируют на родине.


Недооцененный потенциал

В отличие от Чехии и Словакии торговые обороты и деловая активность представителей Беларуси с компаниями и владельцами бизнесов из двух других стран этого субрегиона — Венгрии и Румынии — незначительны.

Товарооборот Беларуси с этими странами не превышает сегодня 200 млн долларов, хотя потенциал для более активного сотрудничества существовал всегда и существует в настоящее время.

В начале 1990-х годов Венгрия являлась одним из ключевых источников поступления на территорию бывших республик СССР реэкспортных «лад». На них делал свои капиталы российский олигарх Борис Березовский. С перепродажи «лад» из Венгрии начал формировать свой бизнес и его белорусский коллега Сергей Клемантович.

Однако в растущие объемы товарооборота это сотрудничество не выливается. В инвестиционной плоскости стоит сделка по приобретению учредителями EPAM Systems Аркадием Добкиным и Леонидом Лознером в 2004 году венгерского разработчика Fathom Technology. Ее учредители Карл Робб и Балаш Фейеш становятся совладельцами EPAM Systems, а в Будапеште обосновывается европейский офис разработчика.

Попытки венгерских бизнесов обзавестись активами в Беларуси потерпели неудачу. В 2000-х годах руководство Национального банка Беларуси вело переговоры по продаже контрольного пакета подчиненного ему «Паритетбанка». Одним из участников и потенциальным покупателем белорусского учреждения стал крупнейший венгерский OTP Bank. Стороны не договорлись — «Паритебанк» до сих пор остается в собственности государства.

В 2010-х годах венгерская группа Medicor останавливается в шаге от покупки гомельского завода «Медпласт» (производитель одноразовых шприцев) в рамках пилотного проекта по приватизации с участием Всемирного банка.

Румыния, наверное, самый недооцененный потенциальный партнер Беларуси в Европе. В 2018 году товарооборот с нею у Беларуси не дотягивает даже до 130 млн долларов.

Крупнейший инвестиционный проект румынских компаний в Беларуси – это фармацевтический завод «Лекфарм» в Логойске. Но назвать «румынским проектом» его можно лишь условно. Дело в том, что в «Лекфарм» инвестирует румынская компания Rompharm Company, но принадлежит она болгарским собственникам Венелину Георгиеву и Тенчо Шикову.

Объективно самым крупным проектом с участием белорусских и румынских субъектов хозяйствования является реализуемый белорусской компанией VDS Group в течение нескольких последних лет контракт на территории Румынии. Белорусы с 2012 года занимаются разработкой и установкой фирменных конструкций на сети АЗС одного из крупнейших европейских производителей нефтепродуктов Rompetrol. Причем контракт распространяется на объекты Rompetrol в других странах – Болгарии, Молдове и Грузии. В совокупности во всех регионах компания VDS провела ребрендинг и строительство свыше 450 автозаправочных комплексах Rompetrol.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Гостеприимная Чехия и недооцененная Румыния: от советских связей к инновационному обмену