Обнародованы четыре сценария “политической вакханалии“ в Беларуси


26 апреля 2019, 16:57
Иллюстративное фото
Судьба будущего референдума зависит от развития отношений на беларуско-российском фронте.

Александр Лукашенко очертил схему предстоящей «политической вакханалии» во время послания народу и парламенту: в ноябре 2019 года – парламентская, в 2020 году – президентская кампания. Про возможный референдум беларуский руководитель не сказал ни слова: либо он отсутствует в планах, либо до поры до времени спрятан от глаз народных.

Председатель ЦИК Лидия Ермошина предложит Лукашенко провести выборы в Палату представителей в воскресенье 17 ноября 2019 года, либо, как запасной вариант, – 3 ноября.

«Все разговоры о референдуме – это фейк», – заявила Лидия Ермошина, комментируя вероятность совмещения референдума с парламентской кампанией.



Доктор юридических наук, профессор Михаил Пастухов так не считает. В интервью Беларускай праўдзе бывший судья Конституционного суда нарисовал четыре сценария «политической вакханалии», три из которых включают в себя референдум.

- Неожиданно для многих Лукашенко предложил провести парламентские выборы в ноябре 2019 года, а в следующем году – президентские. Глава государство сокращает на 10 месяцев полномочия депутатов, а потом, уже в установленные сроки, проводить президентские выборы. Лукашенко пошел на определенный риск – и политический, и экономический, – но, похоже, принято согласованное решение.

Место для референдума все равно остается. Все зависит от дальнейших отношений на беларуско-российском фронте, как сильно Россия станет принуждать к интеграции-инкорпорации. Возможны четыре сценария развития событий.



Сценарий №1. Мягкая конфедерация превращается в… федерацию

- Россия может принудить беларуские власти пойти на принятие Конституционного акта союзного государства и решить, возможно уже в этом году, вопрос о более тесной правовой интеграции в рамках не просто мягкой конфедерации (союзное государство в таком виде существует уже 20 лет), а сделать решительный шаг в сторону федерации. То есть, в союзном государстве создаются более жесткие наднациональные органы, возможно, с единым управлением.


Сценарий №2. Референдум может стать промежуточным звеном

- Можно просто провести референдум о внесении изменений и дополнений в действующую Конституцию. Такой вариант вполне вероятен. Сегодня мир переживает два параллельных процесса: с одной стороны, постепенно в постсоветские и мусульманские страны приходит демократия, а с другой – авторитарные режимы прилагают все усилия, чтобы упрочить свое положение. Поправки в Конституцию Египта свидетельствуют, что двух четырехлетних сроков оказалось мало действ ще руководителю Абделю Фаттаху ас-Сиси: срок президентских полномочий увеличен с 4 лет до 6, глава государства получил право избираться не на два, а на четыре четырехлетних срока подряд.

Но эта тенденция отчетливо проявлялась и на постсоветском пространстве: и в Азербайджане, и в Казахстане, и в Армении, в России; думаю, эта идея-фикс является весьма привлекательной и для беларуского руководства. В головах “мудрецов” вызревают планы не только внести косметические правки в Конституцию, но и продлить сроки президентских полномочий. Конечно, претендовать уже на шестой или седьмой срок не очень удобно, поэтому отсчет полномочий следовало бы начать с чистого листа – новой Конституции, которой могут стать поправки в Основной закон. А если изменится порядок выдвижения на должность президента, тогда действующий глава государства получает карт-бланш в виде обнуления сроков.

Даже если Беларуси каким-то образом удастся отбиться от притязаний России на более глубокую интеграцию, вопрос конституционного референдума может актуализироваться после парламентских выборов. Вопрос не горит: референдум можно назначить и до конца текущего года, но нельзя исключать, что его можно обсудить и по весне. Тем более, что референдум назначается главой государства, вопросы определяются самим главой государства. Свои предложения формально могут внести и палаты парламента, и население, если соберет не менее 450 тысяч подписей (думаю, никто лишний раз не станет дразнить гусей). Но проще всего назначить дату референдума не позднее трех месяцев со дня издания указа президента о назначении референдума. Либо после выборов нового парламента (правда, новые депутаты еще не войдут в роль), а старые, наверное, еще не придут в себя после незаконного и резкого сокращения их полномочий.

Референдум возможен с высокой степенью вероятности – об этом говорит и глава государства, и длительное время ведется соответствующая работа. Поэтому референдум может стать промежуточным звеном.


Сценарий №3. Референдум могут совместить с выборами

- Нельзя исключить и третий вариант – референдум будет совмещен с выборами в Палату представителей и Совет республики. Тем более, что такая практика в Беларуси сложилась с мая 1995 года: с неудачных выборов в Верховный Совет нового созыва и одновременного референдума по смене госсимволики и государственного языка; в ноябре 1996 года вместе с судьбоносным референдумом по изменению Конституции проводили довыборы в Верховный Совет 13 созыва, который не был до конца укомплектован. Вспоминаем 2004 год: опять референдум (“Разрешаете ли вы первому президенту РБ участвовать в выборах”) совмещен с парламентскими выборами. Традиция сложилась, опыт совмещения наработан, поэтому нельзя исключать, что выборы и референдум могут провести в один день.

Но с правовой точки зрения это нарушает принципы избирательного права и принципы проведения референдума, поскольку выборы – голосование за кандидата, а референдум – тоже голосование, но только по самым актуальным вопросам государственной жизни. Должны создаваться разные комиссии – и по выборам, и по референдуму, по логике, они должны быть разного состава. При совмещении двух процедур получится совмещение и комиссий – то есть, получится извращение избирательного законодательства. И опять-таки это нарушение избирательных прав, которые рассматриваются в уголовном законодательстве как преступление – статья 191 УК.

Такая практика не только порочная, но и незаконная. Но на это могут закрыть глаза при назначении и выборов, и референдума, которые назначает одно и то же лицо – президент. При этом он должен соблюдать Конституцию и Избирательный кодекс, а не исходить из того, нравится ему та или иная дата. Или, как вообще предлагает председатель Центризбиркома, чем проводить выборы в день Октябрьской революции, лучше уж на день рождения Лукашенко – это полная отсебятина.


Сценарий №4. Референдумы взять и отменить

- Председатель ЦИК неоднократно заявляла, что референдум – это дубина, которую надо использовать с большой осторожностью. Нельзя исключить и четвертый, ультракрайний вариант: поправки в Конституцию могут принять через парламент. В том числе внесены изменения в раздел восьмой “Порядок внесения изменений и дополнений”, устанавливающие, что отныне никаких референдумов проводиться не будет – все вопросы по предложению президента будут решаться парламентом в двух чтениях с промежутком не менее трех месяцев. По сути дела, речь идет о возвращении к варианту, заложенному в Конституции 1994 года. Референдумы стали уже неинтересны власти, а потому могут не только признаваться фейком, но и способны вызвать крайне нежелательные для власти последствия.

Вполне возможно, поправки в Конституцию могут внести и таким противоправным образом – через парламент. Но это грубое нарушение Конституции и серьезный вызов обществу.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Обнародованы четыре сценария “политической вакханалии“ в Беларуси