Белорусско-российская интеграция откладывается на осень

Валерий Карбалевич, радио "Свобода" / перевод UDF.BY
24 июня 2019, 11:14
Фото: ТАСС
Белорусский и российский премьеры не смогли принять документ об интеграции. Все переносится на ноябрь.

Принципиальные разногласия между Беларусью и Россией не преодолены, премьера не подписали «дорожную карту» интеграции.

Эта встреча премьеров Беларуси и России ожидалась, как никогда, и белорусской политизированной публикой, и зарубежными акторами. Она должна была внести какую-то ясность по поводу перспектив белорусско-российской интеграции. Об этом сообщали официальные лица.

29 мая пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил:

«Президенты России и Беларуси поручили правительствам двух стран до 21 июня подготовить "дорожную карту" по развитию интеграции».


15 июня министр экономического развития РФ Максим Орешкин по итогам встречи с министром экономики Беларуси Дмитрием Крутым в Москве отметил, что программы углубленной интеграции России и Беларуси согласованы на 90%, дальнейшее обсуждение продолжится на уровне премьер-министров 21 июня в Минске. При этом уточнил:

«У нас будет два документа: "дорожная карта" действий и некий концептуальный документ, который будет описывать принципы, на базе которых движение будет происходить».


И вот премьеры встретились. Звучали весьма оптимистичные заявления.

Но из большой тучи получился мелкий дождь. Точнее, совсем без дождя, если иметь в виду документ (или документы), который должны были принять Сергей Румас и Дмитрий Медведев. Во всяком случае, ничего об этом не сообщается.

Зато обратило на себя внимание заявление Медведева: «Где-то до ноября можно было бы выйти на подписание дорожных карт по реализации всех этих инициатив». Таким образом, все откладывается еще на пять месяцев. Это значит, что принципиальные разногласия не преодолены.

Напомню, что о создании совместной рабочей группы по разработке перспектив двусторонних отношений президенты договорились перед Новым годом в Кремле. Но совместная работа как-то не заладилась. Российская часть группы начала работать сепаратно, подготовила свои предложения и направила их в Минск. Здесь разработали встречные предложения и отправили в Москву. Наконец в мае-июне начались реальные переговоры, подготовка документов. Однако сейчас выяснилось, что нужно еще пять месяцев, чтобы хоть что-то подписать.

Кстати из реплик Румаса и Медведева обнаружилось хоть немного информации, о чем вообще идет речь во время этого переговорного марафона. Вот белорусский премьер говорит: «Когда мы говорим об общих, или даже по некоторым секторам - единых рынках, то понимаем, что это равные условия для наших субъектов хозяйствования. И неважно: они зарегистрированы в Российской Федерации или в Республике Беларусь». И пояснил, что равные условия хозяйствования предусматривают «одинаковое и налогообложение, и элементы бюджетной политики, и равные цены на энергоносители, и равные регуляторные правила».


То есть, как можно понять, речь идет о создании общих правил в экономике двух государств, согласование макроэкономической политики, унификацию экономических условий. А Дмитрий Медведев уточнил: «Работа над союзным договором Беларуси и России завершится только тогда, когда мы изменим необратимым образом наше законодательство». Таким образом, Москва хочет унифицировать экономическое законодательство. Теоретически это возможно сделать даже без создания наднациональных органов управления.

Но возникает один фундаментальный вопрос: зачем, какой в этом практический смысл? Унификация экономических условий связывает руки правительствам обеих стран, с очень тусклым, сомнительным положительным экономическим эффектом. Ведь у Беларуси и России очень разные экономические системы, с разным масштабом, структурой, моделью хозяйствования. Их трудно, даже вредно подводить под один знаменатель.

Унификация экономического законодательства и правил хозяйствования имеет смысл только при одном условии: если рассматривать этот шаг как переходный, промежуточный этап на пути к полному объединению двух стран. Никакого другого смысла нет. Поэтому, думаю, Россия хорошо понимает, что делает. А вот понимает ли белорусское руководство?

В Грузии один только нелепый факт, что российский депутат случайно сел в парламенте в кресло спикера, вызвал политический кризис и массовые протесты. В Беларуси полугодового переговоры, которые угрожают независимости привели лишь к небольшим протестным пикетам. Как писали в свое время советские газеты, «два мира - два образа жизни».
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Белорусско-российская интеграция откладывается на осень