“Публично критиковать Путина Лукашенко пока затрудняется“

Валерий Карбалевич, радио "Свобода" / перевод UDF.BY
20 июля 2019, 09:46
Валерий Карбалевич. Фото: DW
Позиции сторон принципиально разные. Россия жестко увязывает все формы дотаций Беларуси с готовностью Минска к дальнейшей интеграции.

С середины прошлого года стало уже традицией, что накануне очередной встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина политизированная публика ждет от нее каких-то исторических решений. Так было перед Новым годом, когда глава Беларуси дважды за неделю ездил в Кремль. Потом был трехдневный саммит в Сочи в феврале, когда все думали, что вот руководители России и Беларуси договорятся о чем-то серьезным. Также и сейчас накануне встреч Лукашенко и Путина на Валаама и в Санкт-Петербурге было много ожиданий. Но они не оправдались.

Единственным заметным результатом двухдневных переговоров, за который ухватились медиа и социальные сети, стала реплика Лукашенко, что «мы больше, чем кто-либо, вместе с ленинградцами находились под оккупацией». Такие ляпы с ним случаются, когда он очень хочет понравиться аудитории, собеседникам, делает «экскурс в историю». Тогда в разговоре с журналистом из Германии может начать искать положительные стороны в деятельности немецкого диктатора Адольфа Гитлера.


Если возвращаться к политическому содержанию очередной белорусско-российской встречи в верхах, то следует обратить внимание на такую ​​особенность. Последний год встречи Лукашенко и Путина превратились в какой-то сплошной переговорный марафон. Сильно занятый важными государственными делами президент России не жалеет времени на переговоры со своим белорусским визави. Февральский саммит в Сочи, например, длился три дня. Сейчас главы государств вместе провели два дня, встречались на Валаама и в Санкт-Петербурге. Это свидетельствует о том, что отношения с Беларусью почему-то для Москвы стали в последнее время чрезвычайно важными.

12 июля американское информационное агентство Bloomberg написало, что, по данным его московских источников, проект объединения с Беларусью для Кремля уже не актуален. Ведь «усилия, направленные на то, чтобы убедить лидера соседней Беларуси пойти на слияние с Россией, которое позволило бы Путину стать главой объединенного государства, потерпели неудачу». Поэтому, мол, Путин взял на вооружение другой сценарий, чтобы сохранить власть после 2024 года.

Может, оно и так. Но сам факт двухдневного саммита, жесткие заявления и действия российских официальных лиц ставят под сомнение эту версию агентство Bloomberg. По крайней мере, пока не подтверждают ее.

Если попытаться на основании реплик двух президентов реконструировать содержательную часть переговоров, то даже из этого можно понять, что позиции сторон принципиально разные. Россия жестко увязывает все формы дотаций Беларуси с готовностью Минска к интеграции с РФ.

Позиция белорусского руководства принципиально иная. Она сводится к тому, что вопросы интеграции и вопросы российских дотаций Беларуси должны обсуждаться и решаться одновременно, параллельно. Эта переговорная тактика официального Минска была еще раз сформулирована Лукашенко в Санкт-Петербурге:

«Конкретные вопросы лежат на поверхности. Если их не решить, говорить о стратегии будет просто смешно»
.

Перевожу этот своеобразный «союзный» жаргон на понятный язык. «Конкретные вопросы» - это про дотации, «стратегия» - это проблемы интеграции на основе Договора о союзном государстве.

Еще один сюжет из той же серии. Лукашенко не первый раз выражает тезис, что, мол, мы с Путиным обо всем договорились, и только правительства дорабатывают. Это упрек в адрес правительства РФ, продолжение мысли, которую Лукашенко выразил во время разговора с Григорием Рапотой, госсекретарем «союзного государства», 9 июля. Тогда глава Беларуси конкретно высказал претензии российским чиновникам:

«Переговорная группа наткнулась на какое-то вопрос - правительство России обещает дать, в том числе премьер Медведев, все команды, распоряжения, чтобы в комплексе решать вопросы. Потому что определена тактика ведения переговоров: пообещали - забыли, второй раз пообещали - забыли. То есть, идет непонятное торможение этих процессов».


Торможение проявляется в том, что российские министры не хотят ничего обсуждать, пока Беларусь не согласится на интеграцию. Но вряд ли правительство РФ занимает такую ​​позицию по собственной инициативе. Однако публично критиковать самого Путина Лукашенко пока затрудняется. Поэтому острие своей критики он направляет на правительство Медведева.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ “Публично критиковать Путина Лукашенко пока затрудняется“