Плохой Румас и хороший Румас


25 августа 2019, 13:14
Коллаж: svaboda.org
Что сумел сделать и чего не сделал глава правительства, назначенный год назад? Как менялись ключевые параметры экономики, на которые обращают внимание все: зарплата, безработица, инфляция? Чем отличается правительство Румаса от правительства Кобякова?

Эти вопросы в «Пражском акценте» на радио «Свобода» обсуждают экономист, научный сотрудник Белорусского исследовательско-образовательного центра BEROC Дмитрий Крук и экономический обозреватель, редактор политико-экономического блока новостей порталу Tut.by Ольга Лойко.


Румас и реформы

Дракохруст: 18 августа 2018 года Сергей Румас был назначен новым премьер-министром Беларуси. Изменился ряд других ключевых министров и вице-премьеров.

Недавно публика горячо обсуждала заметки о Минске российского тревел-блогера Ильи Варламова. Заметки состояли, как всегда у него, из двух частей - «Плохой Минск» и «Хороший Минск».

Давайте попробуем так же оценить действующего премьера: плохой Румас и хороший Румас.

При его назначении ряд наблюдателей высказывали надежды, что правительство Румаса проведет нужные экономике структурные реформы, о которых столько лет говорит МВФ. Состоялись, или хотя бы начались эти реформы?

Лойко: Было бы преувеличением сказать, что реформы начались. Возобновились контакты с МВФ, возобновилась работа над «дорожной картой» со Всемирным банком. Так что какое-то движение есть. Нельзя сказать, что у нового правительства был carte blanche.

Крук: Я согласен, что были большие ожидания от правительства Румаса. Напротив, президент Лукашенко, назначая правительство, говорил: ваша задача - не потерять то, что наработано, управлять хозяйством более эффективно, но существенно ничего не менять.

От этого правительства можно было ожидать более эффективных шагов в данном управлении. И это действительно произошло.

Но это началось не от Румаса, определенная революция произошла еще в 2015 году. Правительство Румаса продолжает делать то, что делало правительство Кобякова и делает Нацбанк.


Относительно частной части экономики правительство Румаса пытается сокращать административные барьеры, а относительно государственной части экономики - правительство пытается улучшить менеджмент, но без существенных сдвигов в бизнес-модели этих предприятий.


Стратегия «вывоза навоза на поля»

Дракохруст: Через пару месяцев после назначения Румаса Лукашенко устроил премьеру разнос, мол, дело правительства - не разрабатывать стратегии, а «возить навоз на поля»...

Крук: Известно, что это метафора. Но члены нынешнего правительства поняли ошибки предшественников и не стали лезть в стратегические вопросы. В вопросах собственности, уровня государственной поддержки, бюджетных потоков члены правительства ссылаются на программу пятилетки, утвержденную президентом Лукашенко.

Лойко: Есть попытка реформирования системы управления государственными предприятиями. Но, пытаясь нащупать пределы дозволенного, они постоянно натыкаются на ограничения, о которых говорил Лукашенко. Я не верю в успех половинчатых реформ без совместного понимания цели.

Проблему государственного сектора без его реформирования, просто улучшением менеджмента, не решить. Улучшать менеджмент, безусловно, нужно. Но это не решение.


«У нас сейчас исторический пик по реальным зарплатам»

Дракохруст: Реформы, стратегия - это напрямую не затрагивает обычного белоруса. В отличие от таки вещей, как зарплаты, безработица, инфляция. Как менялась ситуация с этими показателями? Какой была их динамика по сравнению со временем премьерства Андрея Кобякова?

Лойко: По зарплатам есть положительная динамика, хотя и довольно скромная. Она примерно соответствует темпу роста производительности труда, хотя темп роста зарплат несколько выше, чем производительности труда. Но в предвыборный год можно было ожидать и более быстрого роста зарплат.

По инфляции планы выдерживаются, хотя это было и непросто. В целом я бы сказала, что по всем трем пунктам - на «хорошо» они сработали.


Крук: По этим показателям состояние Беларуси лучшее за 15 лет. У нас сейчас исторический пик по реальным зарплатам.

Правительство неплохо сработало и по сальдо текущего счета, и по фискальной позиции.

Насколько это зависело от правительства? Повторю - они продолжают курс, заложенный в 2015 году. То, что они его проводят довольно эффективно - это достижение.

В нашей ситуации глава правительства - это водитель троллейбуса, маршрут проложен, и от него зависит немного.

Если мы посмотрим на соотношение наших зарплат с зарплатами у соседей, то с 2014 года сформировался негативный тренд. Разрыв с зарплатами в странах в Восточной Европе начал увеличиваться.


Румас и долги

Дракохруст: На портале Tut.by в годовщину назначения нового премьера была опубликована статья о результатах работы нового правительства. Я предлагаю обсудить основные тезисы этой публикации. «Минфин знает, что делать с внешним долгом». Согласно публикации, источники задолженности удалось диверсифицировать, цена заемных ресурсов будет снижаться. Но сама задолженность, кажется, растет. Так какую оценку следует поставить Румасу по этому «предмету»?

Лойко: В этом году внешний долг немного снижается - около 100 миллионов меньше. Немного улучшается качество, снижаются проценты по долгу. С другой стороны, было бы странно, если бы при росте в 1% ВВП мы могли быстро отдать то, что мы годами одалживали.

Мне нравится, что в настоящее время министр финансов Ермолович дает прогнозы на среднесрочную перспективу. Ранее он говорил - до конца года продержимся. Теперь он говорит о годе-двух.

Крук: Ситуация с внешней задолженностью улучшается, но основания для беспокойства сохраняются. Соотношение долга к ВВП немного сократилось за последние 2 года. На депозитах правительства и в резервах Нацбанка были накоплены довольно большие средства. Так что в течение, как минимум, года мы можем выдержать даже серьезный шторм.

Но в перспективе 2-5 лет все те предостережения, которые высказывал несколько лет МВФ, сохраняются.


Правительство и монополисты: кто кого?

Дракохруст: Еще одна тезис публикации на TUT.BY: монополистов прижимают. А их правда прижимают? Сергей Румас имел репутацию экономиста, который как раз умеет разбираться с предприятиями государственной собственности. Насколько он сумел использовать этот опыт в кресле премьера?

Лойко: У нас регулируемые цены растут вдвое быстрее, чем рыночные. И монополисты умеют очень ловко лоббировать свои интересы. Если цены на нефть растут, «Белнефтехим» переносит эту цену на бензин. Но если цена на нефть падает, они цену на бензин также повышают. Они умеют обосновать все.

Белтелеком повышает тарифы на 8.5%. А почему настолько, если инфляция у нас значительно ниже?

Крук: МВФ еще лет 5 назад говорил, что для того чтобы понять, что делать с государственным сектором, нужно понять, какие предприятия на каком свете находятся. Кто-то уже и неживой, и поддерживать их жизнедеятельность - это напрасное дело.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Плохой Румас и хороший Румас