“Возможно, придется даже ослабить или видоизменить “святое“ — вертикаль власти“

Андрей Игнатович, "Говори правду"
15 октября 2019, 11:40
Власти всерьез рассматривают присоединение Беларуси к Хартии. А готова ли страна к такому присоединению? И соответствуют ли белорусские законы о местном самоуправлении основным нормам Хартии?

— Мы разделяем фундаментальные принципы этого документа Европейской Хартии местного самоуправления. Не декларативно, а практической деятельностью, — так заявил глава Совета Республики Михаил Мясникович еще в апреле прошлого года.

И тем не менее. Как минимум шесть принципиальных различий можно найти, если сравнить нормы Европейской Хартии местного самоуправления и белорусских законов – о местном управлении и самоуправлении и Бюджетного кодекса.


Первое отличие

Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» определяет местное самоуправление как «форму организации и деятельности населения для самостоятельного решения социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан (пункт 1 статьи 1)».

Хартия же подходит к определению местного самоуправления совершенно иначе. В статье 3 документа говорится о «праве и способности местных властей, в пределах, установленных законом, осуществлять регулирование и управлять значительной долей публичных дел, под свою ответственность и в интересах местного населения».


— Право» и «способность» зарождаются «снизу», исходят от жителей конкретной местности. А «форма организации» устанавливается «сверху», «центральной» властью, государством. Местное самоуправление в силу своего локального статуса не может исходить из интересов целого государства. Кроме того, нередко эти интересы могут расходиться, особенно в условиях многопартийности, — считает Мирослав Кобаса, эксперт «Фонда имени Льва Сапеги».


Второе отличие

Хартия предполагает право органов местного самоуправления (советов) создавать подотчетные им исполнительные органы. А в Беларуси выстроена всем известная «вертикаль», когда органы местного управления (исполкомы) независимы от советов и неподотчетны им. Они подчиняются вышестоящим исполкомам и фактически высшему руководству страны. Даже структура и численность работников местных исполнительных органов в Беларуси определяется только Президентом (пункт 8 статьи 38 Закона). То есть исполкомы — это никакое не «самоуправление».

— Исполнительная власть, президентская вертикаль у нас достаточно сильная, это приводит к некоторому дисбалансу, — отмечает Татьяна Вертинская, заведующая отделом внешнеэкономических отношений и международной интеграции Института экономики НАН.

Наличие сильной «вертикали» власти – второе принципиальное расхождение между нормами белорусского законодательства и Хартии.


Третье отличие

Впрочем, сами советы – это тоже элементы «вертикали» власти.

— Они имеют статус государственных органов, служат для выполнения целей и задач государства. В общем, тоже проводят политику руководства страны «на местах». Хотя формально советы и подотчетны населению, — отмечает Мирослав Кобаса.

И здесь мы видим еще одно принципиальное различие между Хартией и Законом «О местном управлении и самоуправлении».

Являясь элементами «властной вертикали», вышестоящие советы (к примеру, областные) координируют деятельность нижестоящих (районных), вправе отменять их решения во внесудебном порядке (пункт 5 статьи 11 Закона).

— Закон четко определяет, что советы не только не подчиняются и фактически не подотчетны местному населению, но даже не представляют его интересы перед другими госорганами. Статья 41 Закона наделяет этим правом исполкомы. А вот согласно Хартии интересы конкретной территории определяются именно проживающим в ее границах населением, — подчеркивает Мирослав Кобаса.


Четвертое отличие

Советы не имеют даже собственной материальной и экономической базы. Местными бюджетами, землями и коммунальными предприятиями распоряжаются только исполкомы (статья 41 Закона).

— А ведь именно все это позволяет местному самоуправлению функционировать эффективно, учитывая интересы людей, — подчеркивает Мирослав Кобаса. Это — очередное принципиальное различие между Законом и Хартией.

«Вертикаль власти» находит свое отражение и в бюджетной политике.

— Если статья 5 Хартии предусматривает процедуру финансового «выравнивания» — устранения последствий неравного распределения доходов, то в Беларуси она заменена на «дотации» и «трансферты», которые распределяются центральной властью. А доступ к национальному рынку капитала – прерогатива исполкомов, а не советов, что противоречит статье 8 Хартии, — отмечает Мирослав Кобаса.


Пятое отличие

Впрочем, некоторые нормы Закона о местном управлении и самоуправлении соответствуют нормам Хартии.

Так, согласно статье 10 советы избираются на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Другой вопрос, насколько эта норма реализована на практике. Независимые наблюдатели регулярно отмечают непрозрачный подсчет голосов, принуждение к голосованию, завышение явки, указывают на возможные фальсификации. Да и результаты местных выборов почти всегда предсказуемы.

И Хартия (пункт 1 статьи 10), и Закон (пункт 1 статьи 7) наделяют местные советы правом на создание ассоциаций для эффективного осуществления полномочий и защиты интересов. В ближайшее время планируется создание Национальной ассоциации местных органов самоуправления.


Шестое отличие

Согласно пункту 7 статьи 59 Закона советы имеют право на судебную защиту, если их права и законные интересы нарушены или нет возможности свободно осуществлять полномочия. Аналогичное право содержит и статья 11 Хартии. Но, как говорилось выше, существует и в основном применяется внесудебная процедура отмены решений местных советов.

Жесткая «вертикаль власти», частью которой являются советы, неподотчетность исполкомов советам, представление интересов населения исполкомами, а не советами, отсутствие у советов собственной материально-экономической базы, бюджетные «трансферты» и «дотации» – реалии местной власти в Беларуси. Будучи закрепленными законодательно, они существенно расходятся с положениями Европейской Хартии местного самоуправления.

В то же время статьи 1 и 12 документа обязуют страну, которая присоединится к ней, соблюдать основные нормы и принципы документа. Так что, если Беларусь возьмет «четкий курс» на присоединение к Хартии, это может привести к необходимости внести серьезные изменения в законы. Возможно, придется даже ослабить или видоизменить «святое» — «вертикаль власти».

Вот и получается: принципы вроде разделяем, вроде как даже практически, а на деле живем по совершенно другим законам.

Подписать петицию о присоединении Беларуси к Хартии можно здесь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ “Возможно, придется даже ослабить или видоизменить “святое“ — вертикаль власти“