Что нужно знать о "дорожных картах" и переговорах Лукашенко с Путиным

ИИ / МВ, belsat.eu

Лукашенко и Путин, 29 декабря 2018 года. Фото: president.gov.by
В Москве 8 декабря состоится заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства, где Александр Лукашенко и Владимир Путин должны подписать ряд интеграционных документов. А 7 декабря главы государств проведут переговоры в Сочи.

Belsat.eu объясняет, какие документы планируется подписать в Москве, откуда они взялись и почему их считают угрозой независимости.


Откуда взялись интеграционные документы?

Их разработка стала результатом кризиса в белорусско-российских отношениях, который начался в конце 2018 года. Александр Лукашенко хотел получить от России компенсацию за налоговый маневр, скидку на газ и снятие всех ограничений на доступ белорусских предприятий на российский рынок. Кремль в ответ заявил, что это возможно только после углубления интеграции в рамках Союзного государства.

13 декабря 2018 года в Бресте на заседании союзного Совета министров Дмитрий Медведев заявил, что на экономические дотации Беларусь может рассчитывать только в случае реализации Договора о Союзном государстве от 8 декабря 1999 года. Он отметил, что Россия готова пойти на создание единого эмиссионного центра, единой таможни, суда и счетной палаты. Заявление Медведева уже вошло в историю как «ультиматум Кремля». Лукашенко обвинил Москву в шантаже и заявил, что Беларусь никогда не войдет в состав России. Но и от дальнейшей интеграции он не отказался, выставив свои условия: сначала должен быть решен вопрос по энергоресурсам и доступа на российский рынок.


Перед Новым годом Лукашенко дважды летал в Москву, чтобы встретиться с Владимиром Путиным. В итоге они договорились о создании рабочей группы из членов правительства для обсуждения вопросов интеграции. По итогам работы рабочей группы 6 сентября 2019 года премьер двух стран Сергей Румас и Дмитрий Медведев согласовали проект программы действий по углублению интеграции и список «дорожных карт». С сентября по декабрь правительства согласовывали конкретные «дорожные карты», чтобы передать их на подпись руководителям государства 8 декабря на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства.

"Беларусь стала костью в горле". Что Лукашенко сказал старым и новым депутатам

Как на самом деле называется этот документ?

Речь идет о «Программе действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений договора о создании Союзного государства», которая включает в себя 31 «дорожную карту». Вся конкретика по долгам и срокам их выполнения содержится именно в «дорожных картах», они являются главным предметом переговоров. Полный перечень всех «дорожных карт» никогда не публиковался.


О чем идет речь в этих «дорожных картах»?

Их конкретное содержание остается неизвестным: несмотря на обеспокоенность общества, власти отказались публиковать проекты документов.

Фактически главным источником информации о «дорожных картах» является статья российской газеты «Коммерсант», опубликованная в сентябре. Издание писало о том, что интеграционная программа предусматривает «частичное объединение двух экономических систем с января 2021 года». Речь якобы идет о единой налоговой системе, едином внешнеторговом режиме и Гражданском кодексе, почти объединенных банковских секторах, общем госрегулировании отраслей экономики и единственном регуляторе рынка энергоресурсов. Таможенная политика будет унифицирована вплоть до общей таможенной службы.

Что нужно знать о "дорожных картах" и переговорах Лукашенко с Путиным

Сергей Румас и Дмитрий Медведев после переговоров. Фото: government.ru

«Речь идет о довольно радикальном проекте: это частичная экономическая интеграция на уровне не менее чем в Евросоюзе, а в ряде вопросов – аналогичная конфедеративным или даже федеративным государствам», – отмечает издание.

Пресс-секретарь Лукашенко Наталья Эйсмонт назвала слова «конфедерация» и «федерация» (о чем писал «Коммерсант») обычными журналистскими штампами, подчеркнув, что «независимость – это святое». Но по сути никто содержание публикации российского издания не опроверг, а в некоторых пунктах власти подтвердили данные «Коммерсанта». В частности, в Совете министров Беларуси признали, что идет работа над созданием единого Налогового кодекса.


«Дорожные карты» предусматривают создание общих органов управления?

Не исключено. В статье «Коммерсанта», например, шла речь о создании единого энергорегулятора. В ноябре министр иностранных дел Владимир Макей в интервью негосударственным СМИ признался, что не знает, есть ли в интеграционной программе такой пункт. «Возможно, какие-то новые органы могут создаваться», – добавил он.

Одновременно Макей подчеркнул, что наднациональных органов с политической составляющей создаваться точно не будет. Мол, в начале переговоров российская сторона выдвигала такие неприемлемые предложения, но они были признаны нецелесообразными.


«Дорожные карты» несут угрозу независимости Беларуси?

На этот вопрос есть разные точки зрения. Власти Беларуси неоднократно заявляли, что интеграционная программа не несет угрозы независимости страны.

«Я не вижу каких-то опасностей для Беларуси, так как уже много раз было заявлено: не надо бояться, что кто-то будет сдавать суверенитет или кто-то будет продавать его, это невозможно», – заявил Макей в октябре.

Однако многие эксперты, политики и общественные деятели считают, что глубокая экономическая интеграция де-факто означает поглощение Беларуси Россией. Например, экономист Ярослав Романчук после публикации «Коммерсанта» назвал интеграционную программу «изменой национальным интересам». «Если они говорят, что будет единая таможенная политика, объединение налоговых систем, то чем отличается тогда Республика Беларусь от Татарстана, Башкортостана или других субъектов Федерации? Я не вижу здесь никакой разницы», – подчеркнул он.

Кроме того, мало кто сомневается, что после экономической интеграции страны перейдут к политической, тем более, что договор о создании Союзного государства, к которому апеллирует Кремль, ее предусматривает.


Подпишет ли Лукашенко эти документы?

Не факт. Во-первых, не все «дорожные карты» до сих пор одобрены на уровне правительств. После последней встречи Румаса и Медведева 19 ноября в Москве было заявлено, что большинство интеграционных дорожных карт согласованы, но остались «очень сложные темы», по поводу которых договориться не удалось. 6 декабря, накануне встречи Лукашенко и Путина, Румас и Медведев снова обсудят согласование карт.


Лукашенко на избирательном участке 17 ноября. Фото: president.gov.by

Во-вторых, Минск продолжает увязывать дальнейшую интеграцию с решением ключевых вопросов экономического сотрудничества (компенсация за налоговый маневр, цена на газ, доступ к рынкам). Никаких подвижек в этом направлении до сих пор нет.

«Премьер-министр уже сказал, это выработанная позиция: если не будут решены наши принципиальные вопросы (по поставкам углеводородов, открытию как следует рынков для наших товаров, снятию барьеров и прочее), никакие дорожные карты не могут быть подписаны», – заявил Лукашенко 17 ноября.

Вероятно, эти вопросы Лукашенко и Путин обсудят в Сочи накануне заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства.

Подписывайтесь на нас

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также

Новости других СМИ

Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники