“Вопрос не в “можно или нельзя“, а в цене“. Кто готов импортировать нефть в Беларусь?
Иллюстративное фото
Belsat.eu объясняет, насколько эти направления выгодны для Беларуси и помогут ли они достичь прежних объемов импорта российской нефти.
Предыстория нефтяного конфликта
В 2020 году Беларусь рассчитывала приобрести в России 24-25 млн тонн сырой нефти, а также добивалась компенсации в связи с российским налоговым маневром в нефтяной отрасли, в результате которого белорусские НПЗ уже понесли потери.
В течение декабря главы государств вели напряженные переговоры по ценам на сырье, однако договориться не смогли. Срок действия предварительного соглашения истек 31 декабря.
С 1 января Россия прекратила поставки нефти, после чего Беларусь отказалась от экспорта нефтепродуктов, чтобы обеспечить внутренние потребности. В концерне «Белнефтехим» утверждали, что запасов хватит примерно на 20 дней.
Александр Лукашенко поручил изучить возможность поставок нефти из других стран. 14 января вице-премьер Беларуси Дмитрий Крутой сообщил, что Белорусский нефтяная компания (БНК) разослала коммерческие предложения по приобретению нефти в Польшу, страны Балтии, Украину, Азербайджан и Казахстан.
Из российских компаний поставлять нефть в Беларусь без премии для себя согласилась только «Сафмар», принадлежащая Михаилу Гуцериеву – другу Лукашенко. Пока речь идет всего о 30 тысячах тонн.
Реконструкция нефтепровода Дружба между Мозырем и Брестом в октябре 2018-го. Фото Forum / ТАСС
Польша
«Дружба», крупнейшая система магистральных нефтепроводов в Восточной Европе, проходит в том числе по территории Польши. О возможности импорта саудовской или американской нефти через порт Гданьска и далее по «Дружбе» в Беларусь в режиме реверса Лукашенко упоминал в интервью «Эху Москвы» еще 24 декабря.
Такие поставки на самом деле технически возможны, однако инфраструктура нефтепровода не позволит Польше качать одновременно нефть и к себе, и от себя. Об этом заявили в пресс-службе польского оператора «Дружбы», компании PERN. Исключительно режим реверса оставил бы польские НПЗ без сырья.
Учитывая этот момент, главный инженер «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго предложил качать нефть с перерывами: «Допустим, неделю качаем на Мозырь, а три недели из Мозыря».
«Все озвученные белорусской стороной варианты – рабочие. Хотя в случае Польши, поставок чистой нефти оттуда не было, но был реверс «грязной» [весной 2019-го, когда в «Дружбу» попали вредные химические соединения. – Belsat.eu]. Но, как мы видим, польская профильная компания говорит, что одно дело – откачать «грязную» нефть, которая им самим мешает, а другая – качать в обоих направлениях. Поэтому, наверное, это достаточно сложное направление», – комментирует заместитель председателя Белорусского научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
Литва и Латвия
В сентябре прошлого года премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис после встречи с польским премьером Матеушем Моравецким сказал, что Литва и Польша «рассматривают проекты, которые могли бы помочь Беларуси достигнуть энергетической независимости от России. В октябре президент Литвы Гитанас Науседа подтвердил, что Вильнюс готов предоставить Минску возможность импортировать нефть. По его словам, это помогло бы «сохранить хотя бы часть независимости».
В январе, вскоре после прекращения российских поставок, Клайпедский порт и «Литовская железная дорога» заявили, что готовы и технологически, и физически транспортировать нефть для белорусских НПЗ.
В грузовом перевозчике Литовской железной дороги LG Cargо отметили, что через Литву в Беларусь реально было бы транспортировать до 3 млн тонн (из России ежегодно импортировали около 18 млн тонн).
15 января государственная компания Klaipedos nafta получила предложение от белорусских клиентов по перевалке сырой нефти через их терминал в текущем месяце.
«Я так понимаю, что через латвийские и литовские порты возможны какие-то разовые поставки. Klaipedos nafta заявила о готовности, но проблема в том, что потом нефть надо везти по железной дороге», – говорит эксперт в нефтегазовой отрасли Татьяна Маненок. По ее мнению, поставки через «трубу» были бы более эффективными в случае Литвы. – Тем более, что пустая труба в направлении «Нафтана» есть».
Клайпедский порт. Фото: Klaipedos nafta
Переговоры с Латвией на высоком уровне пока выглядят успешными. Сначала, в декабре, посол Эйнарс Семанис посетил «Нафтан» в Новополоцке, где обсудил с руководством НПЗ механизм альтернативного импорта нефти через латвийские порты, в частности Вентспилс. Через северную ветвь белорусского участка «Дружбы» есть возможность реверсной прокачки нефти из Вентспилса на «Нафтан».
Во время визита в Беларусь 16 января премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш подтвердил готовность поставлять в Беларусь нефть «со всего мира». При этом он заметил, что бизнес должен быть взаимовыгодным и вопрос стоит оценить компаниям, которые непосредственно займутся поставками.
О возможных объемах ничего не говорится, однако вряд ли речь идет о намерении Беларуси импортировать из Латвии 5 тонн и более, полагает Маненок.
Украина
В Минске уже есть опыт поставок небольших партий сырья из Ирана, Венесуэлы и Азербайджана через украинские порты. В конце прошлого ноября стороны снова обсудили транзит в Беларусь по нефтепроводу «Одесса-Броды», а также создание совместного предприятия для транспортировки нефти на Мозырский НПЗ.
Ситуация любопытна тем, что завод в Мозыре одновременно является основным поставщиком топлива в Украину. И хотя Беларусь объявила, что прекращает экспорт нефтепродуктов, 13 января государственная компания «Нафтогаз Украина» подписала с ним годовой контракт на поставки бензина и дизельного топлива. После этого компания «Укртатнафта» Игоря Коломойского обратилась к Владимиру Зеленскому с просьбой ограничить этот импорт в пользу нефтепродуктов местного производства.
Часть нефтепровода «Одесса-Броды». Фото: RIA News
В январе Беларусь направила Украине, как и остальным странам, предложение по сырой нефти, однако ответа с украинской стороны на момент публикации не было.
«В 2010-11 годах была договоренность, что Беларусь прокачает от 4 до 8 млн тонн нефти через Украину, но прокачала только около 1 млн, даже были судебные разбирательства между сторонами по этому делу, так как Беларусь не выполнила договоренности. Поэтому сейчас, я думаю, украинский оператор будет подходить более осторожно к таким поставкам.
Эксперты говорят, что, чтобы запустить трубу «Одесса-Броды», нагрузка должна быть около 4-5 тонн нефти. Смогут ли белорусские НПЗ эффективно ее переработать? С учетом логистических потерь, насколько конкурентоспособными на смежных рынках в итоге будут эти нефтепродукты? Для меня это большой вопрос», – отмечает Татьяна Маненок.
Азербайджан и Казахстан
Никакой конкретики по азербайджанскому направлению тоже нет. В интервью Trend глава государственной нефтяной компании SOCAR Ибрагим Ахмедов заявил, что переговоры действительно велись, поставки технически возможны, но пока – «ничего конкретного».
Прецеденты сотрудничества в энергетической сфере с Азербайджаном есть: в 2010 году Беларусь пыталась купить у него сырую нефть не за живые деньги, а в обмен на экспорт белорусских товаров. В результате по своп-схеме, путем замещения венесуэльской нефти, в Беларусь поступило более 156 тысяч тонн азербайджанской. В октябре 2016-го – приобрела 84,7 тысяч тонн нефти, которая была доставлена из Азербайджана через грузинский порт Супса в Одессу и предназначалась для Мозырского НПЗ.
Что касается Казахстана, то там планируют встретиться с представителями «Белнефтехима» до 20 января. Для белорусских специалистов организуют встречу с нефтяными компаниями. Но сделка будет возможна, если она будет экономически выгодна, цитирует «Интерфакс» министра энергетики Казахстана Нурлана Нагаева.
«Идет нормальный торг»
«На мой взгляд, белорусская сторона все же предполагает договориться с российскими компаниями и выжать скидку через премию [сейчас Россия требует премию для российского поставщика в 10 долларов за тонну. – Belsat.eu], если не полностью ее снять», – прогнозирует Татьяна Маненок.
В споре по премии Беларусь права, говорит она, ведь о размере премии договаривались еще в 2011 году, но качество сырья с тех пор ухудшилось.
«Замечательно, что Беларусь наконец взялась за альтернативные поставки, но я не думаю, что речь идет о том, чтобы заместить российскую нефть. Скорее, о том, чтобы использовать это как довольно серьезный рычаг в спорах. Но вряд ли российские компании сами хотели бы полностью потерять белорусский рынок, тем более, у них здесь есть автозаправочные сети. Наверное, нет политического толчка, чтобы стороны сели за стол переговоров и нашли компромиссный подход к вопросу», – резюмирует Маненок.
С ней солидарен и Георгий Гриц, который уверен, что в ситуации с Россией договоренность будет достигнута, а сейчас «идет обычный торг».
«Вопрос поставок из других стран не в «можно-нельзя», а в цене. Пока и поставщики, и белорусские профильные ведомства говорят, что наиболее приемлемая цена у российской нефти. Логично было бы договориться с ними, но отработать альтернативные каналы и сохранять их «живыми», – говорит эксперт.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники