Лукашенко в новой системе Путина

Денис Дзюба / ИР, belsat.eu
25 января 2020, 12:58
Фото: Reuters
Реформа власти в России могла бы стать историческим шансом Александра Лукашенко, который сегодня покупает нефть в Норвегии, потому что не может договориться со своими ближайшими союзниками.

Основанием для такого «белэкзита» могло бы стать, например, предложение Путина о превосходстве российского законодательства над международным. Беларуси, однако, не удастся выйти из проекта Союзного государства под шумок путинских изменений: мы скорее погрязнем там еще глубже. О настоящем рецепте возможного выхода оттуда и о нашем месте в системе российского транзита власти – в сюжете программы «ПроСвет».

Реформа власти, которую анонсировал Владимир Путин, даст ему управлять страной, пока позволит биология.

«Президент постановил, согласно известной поговорке, что лучше не пытать кота, а отрубить хвост сразу», – замечает заместитель директора московского Института стран СНГ Владимир Жарихин.


Вместо одного отрубленного хвоста вырастут четыре головы: полномочия президента вскоре распределятся между правительством, парламентом и новым конституционным органом власти, Госсоветом, – по-видимому, по

Главная цель неожиданных изменений – перестраховаться от возможной смуты и подготовить Россию к жизни без Путина, когда того не станет. А также изменить имидж в глазах Запада, для которого четыре головы российского орла постепенно могут стать синонимом демократии.

«Российская Федерация заинтересована сохранить за собой статус супердержавы, что позволит ей рано или поздно выйти из-под санкций и сделать скачок в технологическом плане. С другой стороны – подстраховаться и адаптироваться к изменениям в глобальной политике и экономике», – говорит Игорь Тышкевич из Украинского института будущего.

Одна из важнейших черт путинского плана – усиление контроля вдоль границ. В случае с нашей страной делать это будут, прежде всего, через вход в ключевые отрасли белорусской экономики, но также через культурное влияние и воспитание белорусской нации на свой лад не только через телевизионные, но и другие каналы: достаточно посмотреть, сколько филиалов российских университетов уже сейчас работает в Беларуси. Это позволит Москве ограничить маневренность Минске и держать его на политической привязи.

«Сущность – привязать Беларусь, чтобы она не ушла, как Украина. Это дальнобойная стратегия: и при Путине, и после Путина они будут стараться если не аннексировать или инкорпорировать Беларусь каким-то образом, то сильно привязать и преобразовать в марионеточное государство», – заявляет политический обозреватель Александр Класковский.

Марионеточность будет означать бедность. Недаром на смену друзьям Путина в российскую власть пришли люди с калькуляторами типа Михаила Бабича, прагматизм которого так сильно раздражал Лукашенко. Таких бабичей в правительстве Михаила Мишустина сейчас половина.

«Путин пообещал электорату различные пряники и дополнительные бонусы, которые будут требовать поиска денег. Думаю, будут стараться сэкономить на содержании белорусского союзника», – продолжает Александр Класковский.

Попытки Беларуси наладить благополучие будут заканчиваться приглашением войти в состав Российской Федерации. Один из ярких моментов путинской реформы – закрыть дорогу во власть тем, кто когда-либо имел иностранное гражданство или просто разрешение на жительство. И в то же время – возможность возглавить Россию для людей из «присоединенных к России государств».

«Присоединенным к России государством на сегодняшний исторический момент может быть только Беларусь. Поэтому я бы на месте белорусов в определенном смысле не расслаблялся и не имел бы оптимизма», – говорит основатель Форума свободной России Иван Тютрин.

Беларусь не определится с ответом Путину, пока остается в заложниках человека, озабоченного прежде всего сохранением своей власти.

«Вряд ли Лукашенко – как елбасы в Казахстане или Путин в России – уйдет на другую должность и будет белорусским Ден Сяо Пином или Ли Куан Ю. Он хочет управлять даже переборкой картофеля. Он не Путин, который на четыре года уступил власть Медведеву. Лукашенко и на четыре секунды никому ее не отдаст», – добавляет Класковский.

Однако Лукашенко начинает потихоньку понимать, что после того как Россия вытащила из ящика договор о Союзном государстве, ему придется обновить элиту и пригласить туда новых людей.


Сейчас это наиболее ярко видно в разной публичной риторике: с председателями колхозов с одной стороны и бизнесменами и айтишниками – с другой.

Эксперты предрекают, что скорее всего в Беларуси могут немного ослабить гайки, чтобы стимулировать приход в политику и чиновничество новых людей. Но все это будет косметическим ремонтом.

«Единственный шанс в Беларуси – самой трансформироваться, становиться более сильной инфраструктурно и ресурсно, чтобы иметь возможность в том числе проводить собственную политику, которая рано или поздно сможет привести либо к переформатированию договоренности о Союзном государстве и к выходу из интеграционных объединений с Российской Федерацией, если это будет целесообразно с точки зрения белорусских интересов», – подытоживает Игорь Тышкевич.

И если Путин, имея в запасе несколько лет, все равно спешит со своей трансформацией, то у Беларуси времени не осталось.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Лукашенко в новой системе Путина