К середине 2020-го года более одного миллиона беларусов может лишиться работы - эксперт


2 апреля 2020, 11:54
Ярослав Романчук. Фото: belgazeta.by
Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук дал свой прогноз, к чему готовиться Беларуси к концу 2020 года.

— 31 марта 2020г. А. Лукашенко и его фаворитка Наталья Качанова, глава Совета Республики, в один голос заявили: «Самая большая проблема — это экономика». С этим нельзя не согласиться, — пишет Ярослав Романчук на своей странице в Facebook. — Экономика кормит, поит, учит, лечит и обеспечивает безопасность.

Президент также заявил, что в Беларуси стараются сделать так, чтобы предприятия работали, люди получали зарплату. «Стараются делать» — это весьма обтекаемая формулировка. Это может быть имитация и прокрастинация. Это может быть из серии «надо же делать что-то». Это может быть из разряда «У нас есть план. Мы обязаны его выполнить». Неважно, что он был принят пять лет назад. Неважно, что его реализация ещё глубже загнала страну в ловушку стагнации. Неважно, что радикально изменились внешние условия. Тупо делать по шаблону, по старой матрице, по допотопным лекалам, по уставу номенклатурно-силовых органов. Так проще и безопаснее. Так не унизят и не накажут. Так больше шансов дольше оставаться у руля потоков и активов. Пусть в кризисе. Пусть на авось. Пусть без науки и вне здравого смысла. По накатанной. Главное не перечить Начальнику. Главное — плыть по течению. Даже зная, что оно несёт тебя в пропасть.

31 марта премьер-министр Беларуси Сергей Румас провёл заседание Президиума Совета Министров. Повестка дня изумляет. Глава правительства поручил принять меры для повышения эффективности использования средств инновационных фондов. Министры рассмотрели вопрос о реализации Государственной программы инновационного развития Беларуси на 2016-2020 годы. Каждый кулик своё болотце хватил, а премьер-министр позволил себе щепотки критики: «… Не все хорошо и с освоением местных инновационных фондов. К тому же финансирование науки из данных фондов снизилось почти в два раза по сравнению с 2018 годом. Продолжают иметь место факты направления средств местных инновационных фондов не на финансирование инновационных проектов». В политкорректной форме он попросил повысить эффективность новой государственной программы на следующую пятилетку.


30 марта Совмин принял постановление № 183 «О подготовке важнейших проектов правовых актов». Это своеобразная методичка для чиновников, а не перечень этих самых важнейших актов.

Ещё 30 марта Совмин решил оказать государственную поддержку для ОАЗ «Белорусский металлургический завод» и ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» (постановление № 177). Им будет возмещена часть процентов за пользование кредитами. За счёт денег налогоплательщиков.

Глава правительства и его коллеги нашли время для утверждения постановления № 179 от 30 марта 2020г. «О разработке проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы». Позор четвёртой и пятой пятилеток, которые оказались самыми провальными в истории страны, предложено смыть при помощи межведомственной рабочей группы. Она должна разработать проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы. Вот так. Тут у белорусской экономики земля уходит из-под ног, а С. Румас сотоварищи активно работает над сохранением Госплана ещё на пять лет. В этом ему будут помогать, помимо чиновников министерств и ведомств, адвокат Денис Алейников, администратор Павел Данейко, исследователь Дмитрий Крук. В плотном круге чиновников.

Белорусские власти любят создавать рабочие группы, чтобы потом игнорировать и торпедировать их предложения. Так было с Директивой президента № 4, с Декретом президента № 7 по предпринимательству, со Стратегией развития предпринимательства.

Вот такими делами занято белорусское правительство. А национальные производители каждый день ждут вестей о том, как оно отреагирует на предложения бизнес и научного сообщества по нейтрализации многоуровневого, структурного кризиса национальной экономики.

Предприниматели ждут решений по аренде, налогам, кредитам, долгам, неплатежам, рабочей силе, ЖКУ, проверкам, штрафам, просрочкам и отсрочкам. А им в ответ: «А давайте мы вместе поработаем над планом шестой пятилетки. Давайте усовершенствуем механизмы обсуждения проектов нормативных актов. Давайте подумаем, как сделать государственные инновационные программы ещё более инновационными».

Перед нами вопиющий disconnect, т.е. белорусское правительство работает не на национального производителя, а на галочно-палочную систему и её бенефициаров. Оно публично не признаёт уникальной угрозы, которая таит в себе сегодняшнее развитие ситуации. Как будто за окном не начало глобальной депрессии с её валютными, торговыми, технологическими, фискальными и регуляторными войнами, а business as usual.

Обрисуем широкими мазками реальную ситуацию в экономике и те проблемы, с которыми сегодня сталкиваются белорусские производители товаров и услуг. Вот типичный кейс. Среднее предприятие с 300 работниками. Работают на внутренний рынок и на экспорт в Россию. Современное предприятие. Профессиональный менеджмент — всё на высоком уровне. Сегодня ситуация аховая. Внутренние клиенты не платят. Это, в основном, государственные предприятия. У них остро не хватает оборотки. Отгрузки в Россию стали колом. Никто не знает, как работать, можно ли отгружать товар, заплатят ли за него, потому что там тоже всё в очень плотной мгле и опасной пелене проблем.

А издержки всё крепче берут за горло. Обслуживание кредитов в условиях девальвации и обвала валютной выручки вымывают всю оборотку, сбережения и резервы. Работники тянут зарплату. Ещё один месяц — и 90% рабочих нужно отправлять в неоплачиваемый отпуск. Никто не отменял, не снижал налоги — никакие. Никто не предоставил отсрочку, рассрочку или льготы по аренде. Никто не сокращает регуляторную и контрольную нагрузку. Никто не обменял, не списывал, ни прощал штрафы, пеню и прочие карательные санкции.

Нет смысла продолжать производство, потому что с оплатой товара — тотальная неопределённость. Нет смысла закупать сырьё и компоненты для нового производства. Сколько производить, в каком ассортименте, на каких условиях поставлять в контексте происходящей и будущей девальвации, что делать с инвестициями, как быть с персоналом — ответы на все эти вопросы повисли в воздухе. Каждый день идёт мозговой штурм по теме «Сокращение издержек или что продать/закрыть/ликвидировать, чтобы выжить». Какие инновации? Какие тренинги? Какой 2025-ый год? Тут бы до середины 2020-го дотянуть. И это не единичный случай. Это типичная ситуация в промышленности сегодня. В сфере туризма, гостиниц, транспорта ещё хуже. За оцепенением последует ступор банков. Это домино может посыпаться уже во второй половине 2020-го года.

В красной зоне риска (самой высокой) сегодня находятся убыточные промышленные предприятия и предприятий с рентабельностью до 5%. Таких на начало весны-2020 ~67% промышленных предприятий. В промышленности занято ~870 тысяч человек. Без реальной работы (пусть даже формально они будут числиться занятыми) к середине 2020-го года может остаться, как минимум, 300 - 350 тысяч человек.

В оптовой, розничной торговле ремонте автомобилей занято ~630 тысяч человек. Рентабельность реализованной продукции в этом секторе в начале 2020г. не превышает 1,5%. В этом секторе более 75% предприятий находятся в красной зоне риска. Получается, что по угрозой потери работы в данном секторе находятся 350 – 400 тысяч человек.

В транспортном секторе занято ~ 290 тысяч человек. В красной зоне риска находится ~65% организаций, на которым оценочно занято ~ 190 тысяч человек. Этот сектор чувствителен к состоянию производителей товаров. Нет производства и торговли – нет транспортных перевозок.

В секторе «Услуги по временному проживанию и питанию» занято ~ 95 тысяч человек. Этот сектор сегодня стоит, больше мёртвый, чем живой. 70 тысяч человек находятся между небом и землёй.

В секторе «Творчество, спорт, развлечения и отдых» занято ~85 тысяч человек. Оценочно ~ 50 тысяч будут вынуждены уйти, если системная, многоуровневая дизрупция сохранится до лета. В частности в туристическом секторе в 2019 г. работало 1544 организации, а в них – 5433 работников. В гостиничном бизнесе работает более 9 тысяч человек (почти 600 гостиниц и мест временного размещения). Сегодня здесь в красной зоне риска ~ 6,5 тысяч человек.

Итого в красной зоне риска занятости в Беларуси к середине 2020-го года может оказаться более одного миллиона беларусов. А это значит, что в ФСЗН-е будет гигантская дыра.

Планы по выручке нужно радикально корректировать. Без изменения условий работы убыточными грозят оказаться ~65% коммерческих организаций. Долги по налогам, за электроэнергию, ЖКУ, аренду резко увеличатся.

Настоящий обвал ждёт внешнюю торговлю. В 2019 г. Беларусь экспортировала нефти и нефтепродуктов на $5,93 млрд, а «топлива, нефти и продуктов её перегонки» — на $6,83 млрд. В 2020 г., когда российская нефть стоит ~$15, заработать хотя бы полтора миллиарда на экспорте нефтепродуктов будет неплохо.

В 2019 г. Беларуси экспортировала калийных удобрений на $2,78 млрд. Здесь с учётом положения в Индии и Китае потеря одного миллиарда выручки тоже не кажется уж слишком пессимистическим сценарием.

В 2019 г. в целом экспорт продукции химической промышленности (включая удобрения) составил $4,52 млрд. С учётом радикального снижения спроса на внешних рынка, а также динамики цен на нефть потеря ~$2 млрд. вполне реальна.
Сокращение по металлам, машинам и оборудованию, транспортным средствам, древесине и текстилю составит $2,5 млрд. Итого оценочно экспорт белорусских товаров в 2020 г. грозит обвалиться на $9-11 млрд, т.е. с $32,94 млрд в 2019 г. до $21-22 млрд.

Ещё стрёмнее будет с государственным долгом. В начале 2020 г. внешний госдолг в расширенном определении составил 40,2% ВВП ($25,44 млрд). Ещё BYN8,8 млрд – внутренний долг (6,6% ВВП). Получается долг государства (читай налогоплательщиков) на начало 2020 г. составил 46,8% ВВП или ~$29,6 млрд.). ВВП в $-долларах составил $63,22 млрд (BYN132 млрд.). И вот вполне правдоподобный сюжет. В 2020 г. ВВП в $-долларах составит ~ $50 млрд. или минус $13,2 млрд.

Правительство продолжает брать в долг, как будто на дворе благополучные 2000-ые с нефтью по $120 и старыми нефтяными схемами белорусского нефтяного эмирата.

Так что при совокупном долге государства в ~$30 млрд это будет составлять ~60% ВВП, а совокупный страновой долг быстро будет приближаться к 90% ВВП. А это уже не только смахивает, но и густо пахнет дефолтом.

Такая картинка рисуется, если оценить состояние экономики после откровенных разговоров с белорусскими производителями товаром и услуг, а не после прочтения формальных отчётов правительства или после посещения их заседаний. С. Румас с министрами тратят драгоценное время на то, что разъяснять опасный для страны указ президента № 70 (постановление Совмина № 166 от 23.03.2020), вносить изменения в оценки инновационности комбайнов от глубокого банкрота «Гомсельмаша» (постановление № 170 от 25.03.2020), а также заботиться о выпуске научно-популярного печатного издания (постановление № 167 от 24.03.2020). Речь идёт о субсидировании научно-популярного печатного издания «Республика Беларусь – 25 лет созидания и свершений». Размер субсидии — до 50% стоимости тиража. Вот такие у нас министры и большие начальники.

Им не то, что борьбу с коронавирусом. Им даже организацию покраски заборов доверять нельзя. Сделают через пень колоду, да ещё забор сломают.

Когда в дом приходит беда, вся семья наваливается на неё — грамадою. Каждый понимает и принимает ответственность за общее дело. Ключевая проблема Беларуси заключается в том, что у нас нет полноценной белорусской семьи. Есть манкурты с искажённым сознанием, извращённым пониманием природы человека и экономики, гипертрофированным страхом потерять свои должности/статус, высокомерным убеждением, что мы, 99% беларусов, им должны, плевать на кризис и на наши проблемы, потому что они Государство-Левиафан.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ К середине 2020-го года более одного миллиона беларусов может лишиться работы - эксперт