“Не дожидайтесь, пока лицо в телевизоре будет вынуждено обратиться с призывом: - Братья и сестры…“

Александр Федута, "Белсат"
2 апреля 2020, 15:43
Александр Федута
Три дня назад Белорусская ассоциация журналистов и крупнейшие негосударственные медиа страны – ТУТ.БАЙ и БелаПАН – обратились к органам власти с призывом стать открытыми и давать более полную информацию по разгорающейся в Беларуси эпидемии коронавируса. Не знаю, последовал ли ответ. Думаю, что если бы последовал, на интернет-ресурсах этих СМИ я бы об этом прочел.

Нельзя сказать, что власть не услышала. Она просто сделала вид, что не услышала. Зачем? За прошедшие годы государственные институты решили для себя, на что им нужно реагировать, а чем можно пренебречь. Поэтому на сотню публикаций, например, о несправедливости «декрета о тунеядцах» они чихать хотели, но вот реальное выражение народного недовольства заставило их отступить.

Поэтому я считаю обращения к Администрации президента, Совету Министров и даже к Министерству здравоохранения правильными, но совершенно бессмысленными. Чтобы удовлетворить это обращение, все вышеупомянутые органы должны быть самостоятельными и обладать политической волей. Дальше, думаю, ничего пояснять не надо.

Именно поэтому я обращаюсь не к ним, а к тем, кто может реально изменить сложившуюся ситуацию. К рядовым врачам. К тем, кто превратился если не во всенародного любимца, то, по крайней мере, в человека, которому искренне сочувствуют и хотят помочь. Читаешь о том, как далеко не самый дешевый столичный ресторан, например, перестает стационарно обслуживать посетителей, но за счет заведения готовит обеды врачам-инфекционистам. Читаешь об открывающихся счетах, на которые каждый желающий может перечислить деньги на борьбу с проклятой заразой. Читаешь – и понимаешь: не все потеряно, есть какая-то солидарность в этой жизни.


И, с другой стороны. Интернет пополнился многочисленными фотографиями, на которых молодые симпатичные ребята и девушки в белых халатах, шапочках и медицинских масках обращаются к нам с просьбой:

«Мы заботимся о вас – позаботьтесь о нас».


Все правильно. Так и должно быть. Если мы посмотрим статистику, например, вызванных коронавирусом смертей в Италии, мы увидим: две социальные категории, которые в наибольшей степени подвержены опасности заразиться и умереть в условиях пандемии, – врачи и священники. Потому что именно они сегодня являются самыми открытыми и самыми уязвимыми. Им приходится чаще всего контактировать с больными, и уклониться от этих контактов они не могут в силу специфики своей профессии. Защитники наших тел и душ – кто защитит их?

Работники медицины – врачи, медсестры, санитары, – остались один на один с болезнью, которая может настигнуть их в облике любого из пациентов, еще не ведающих о своей инфицированности. Медик не может заявить: я хочу жить, у меня есть семья и дети, а потому я уйду со своего поста в больнице домой и подвергнусь режиму самоизоляции. Нет у него двух недель на карантин после общения с больными. Так и врачей может не хватить.

Но общество ждет не только этого. Людям нужна правда о том, что происходит. Но врачи – молчат.

Официальная информация поступает весьма скудно. Фактически единственный ньюсмейкер – Министерство здравоохранения. Но министр Владимир Караник, ставший в последние месяцы чуть ли не телезвездой, не в состоянии разорваться и удовлетворить внезапно возникший спрос на информацию о распространении инфекции. Но доверия к нему и его ведомству в целом нет. Просто потому, что на телевидении раз за разом появляется ухмыляющаяся физиономия:

— Вы вирус видели? Вот и я не видел!

— Водка – лучшая дезинфекция!

— На трактор садитесь – никаких болезней не будет!

Но люди-то – не слепые. И не идиоты. Они видят, что происходит в соседних странах, читают статистику заболеваний и смертности в какой-нибудь Испании или Италии – и задаются вопросом – а что у нас?

А у нас Министерство здравоохранения, точно подыгрывая этой ухмылке, тщательно дозирует информацию, публикует ее не каждый день, оставляя широкое поле для слухов и домыслов. И при этом медиа все равно умудряются сообщать: то в одном, то в другом районном центре появились инфицированные коронавирусом люди; вот уже у всех учащихся конкретной школы берут пробы на инфицированность; целый цех отправили на домашний карантин.

Невозможно скрыть информацию.

Но ведомственная инструкция, гласная или негласная, заставляет врачей отказывать в реальном комментарии происходящих событий, отправляя всех – к министру. Как если бы за плечами у заведующего отделения или главврача больницы стоял заградотряд, угрожающий расстрелом по закону военного времени.

Но ведь – не расстреляют. И даже не уволят. Потому что увольнять некого. Врачи, тем более – хорошие врачи, сегодня в дефиците. Инфекционист – далеко не самая популярная специализация среди студентов высших медицинских учебных заведений. Да и главное сейчас – не дать эпидемии достичь тех масштабов, которых она может достичь при отсутствии необходимых мер. В том числе – мер сознательного самоограничения населения, потенциальных пациентов.

А о каком сознательном самоограничении может идти речь, когда телевизор вновь и вновь повторяет с ухмылкой:

— Вы вирус видели? Вот, и я не видел!

Точно подразумевая: раз я не видел, то его и нет, этого вируса!

Но врач знает: пусть невидимый – но вирус есть. Это – объективная реальность. И пусть ухмылку эту потом тот же телевизор спишет на желание приободрить народ и не допустить паники, врач не имеет право пойти на такое «приободрение». Только полной и достоверной информацией можно воспрепятствовать дальнейшему распространению эпидемии – а впоследствии и, возможно, вызванному ей социальному взрыву.

Так что врачи, распространяющие в интернете призывы помочь им самим, должны понимать: их помощь потенциальным пациентам – не только собственно медицинская, но и помощь в виде полной информации о положении дел.

Когда-то, работая в школе, я говорил себе:

— Чего мне бояться? Дальше школы не сошлют, меньше класса не дадут.

Куда сейчас можно уволить врача? И откуда – с передовой необъявленной войны? Чего бояться врачам, кроме того, что они сами и их семьи вдруг окажутся беззащитными. И лишь потому, что, вольно или невольно, содействовали сокрытию правды о болезни, угрожавшей в том числе и им.

Я не прошу врачей давать оценки деятельности правительства и своего министерства. Это действительно – не их дело. Просто – будьте честными. Пишите реальные диагнозы. Отвечайте на вопросы журналистов. Давайте полную информацию родным тех, кого вы забираете на карантин. От этого не начнется паника. Наоборот, этим вы поможете панику предотвратить – и одновременно мобилизовать граждан на реальную борьбу с эпидемией.

Не дожидайтесь, пока лицо в телевизоре будет вынуждено обратиться с призывом: — Братья и сестры…

Пусть страх перед эпидемией будет сильней страха перед начальством. Начальство в данной ситуации зависит от вас, а вовсе не вы от него. Поймите это. Станьте открытыми. Нужно доверять обществу, чтобы оно доверяло вам. Тогда мы действительно защитим друг друга.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ “Не дожидайтесь, пока лицо в телевизоре будет вынуждено обратиться с призывом: - Братья и сестры…“