Не только экономика. Почему Лукашенко против карантина

Валерий Карбалевич, Радыё Свабода / пер. UDF.BY
10 апреля 2020, 21:35
Люди в масках на улицах Минска. 5 апреля 2020 г.
Уникальная позиция белорусского руководства в отношении пандемии уже получила много объяснений. Более того, по мере обострения ситуации, роста числа пациентов и смертей эти объяснения корректируются и уточняются.

Есть вещи, которые лежат на поверхности. В Беларуси, в отличие от Европы, нет электоральной зависимости власти напрямую от настроений в обществе. Также очевидно, что Лукашенко боится экономических потерь от жесткого карантина.

Но, как признал Лукашенко на встрече 7 апреля, причины отказа от полного карантина не только экономические. Ведь от отмены парада, спортивных, культурных, религиозных мероприятий никаких экономических потерь не будет. Есть и другие мотивы такого поведения.

Я думаю, что Лукашенко все еще верит в эффективность белорусской социальной модели, которая имеет преимущество, особенно в период кризиса. Это преимущество основано на том, что в Беларуси сильная власть, жесткая исполнительная вертикаль, централизация управления. Здесь, в отличие от Европы, гораздо больший контроль государства над обществом.

Государственные СМИ утверждают, что у Беларуси лучшая система здравоохранения. Здесь преобладает государственная медицина. По количеству медицинских работников, больниц, коек, вентиляторов на 100 000 человек населения и другим показателям наша страна действительно выглядит на глобальном фоне довольно неплохо.

Лукашенко полагал, что, основываясь на этих преимуществах, Беларусь может остановить пандемию и без карантина. Поэтому была принята стратегия - идти, по его словам, «не фронтом», а локализовать участки заражения.

Вера - великая вещь. 31 марта во время встречи с президентом Совета Республики Натальей Качановой, говоря о пандемии в Беларуси, он [url=https://udf.name/index.php?do=go&url=aHR0cHM6Ly9ldXJvcmFkaW8uZm0vcnUvaXotemEta29yb25hdmlydXNhLWx1a2FzaGVua28tbmFwcmF2aWwtbmEtdml0ZWJzaGNoaW51LW1pbmlzdHJhLXpkcmF2b29ocmFuZW5peWE%3D]заявил[/url]: «Сейчас мы находимся на пике (это мое чувство, основанное на цифровом анализе болезни)». В то время число больных коронавирусом в стране составляло 152. Сегодня 1981. То есть ощущения сильно подвели Лукашенко.

Эта вера привела к странному заключению, что паника (или вот новый термин «инфодемия») более опасна, чем коронавирус. Потому что паника несовместима с идеологическим порядком, контролем государства над всеми социальными процессами.

Другая, уже конспирологическая версия, которую Лукашенко высказывал не раз. Мол, пандемия - это заговор всемирного закулисья с целью захвата экономики малых стран в результате паники, карантина и локдаунов. Поэтому им не следует потворствовать. Учитывая, что вирус изначально появился в Китае, означает ли это, что указанный заговор был организован стратегическими союзниками Беларуси - китайцами? Трудно сказать, есть ли тут истинная вера в эту версию, или это просто повод не останавливать экономику.



Отдельная тема - парад 9 мая. У меня есть гипотеза. Возможно, Лукашенко надеется, что Путин откажется от парада в Москве из-за пандемии. И тогда оказывается, что единственной страной в мире, чествующей парад Победы, является Беларусь. Таким образом, белорусский лидер утрет нос российскому президенту, вызовет симпатии всех сторонников «русского мира» и получит всю гамму пиара и политико-идеологических дивидендов. Ради такого можно и рискнуть здоровьем ветеранов.

Однако стратегия властей локализовать зараженные участки потерпела неудачу. Вирус давно вышел за пределы тех флажков, которые пытались установить власти. Это вызвало нескрываемое раздражение Лукашенко, что привело к обвинению врачей, даже умерших, которые якобы не следили за своим здоровьем.

По-хорошему, стратегия по борьбе с COVID-19 должна быть в корне изменена. Но Лукашенко психологически сложно признать свои ошибки, изменить свою позицию, прислушаться к обществу, независимым СМИ и даже медицинскому сообществу. В конце концов, на том большом совещании 7 апреля глава государства несколько раз повторял, обращаясь к руководству Министерства здравоохранения: «Не ваша это задача - открывать кого-то, закрывать, арестовывать и так далее ... Вы занимаетесь своими делами».

Некоторая коррекция в позиции госорганов происходит. Принимаются меры по ограничению массовых мероприятий. Но как-то стыдливо, словно прячась, не афишируя их. Например, футбольный матч в Витебске был отменен, но «из-за погодных условий». Да и сам Лукашенко демонстративно играет в хоккей.

И позиция государственных СМИ противоречива. С одной стороны, есть призывы к населению по возможности обезопасить себя, поддерживать изоляцию и гигиену. С другой стороны, говорится, что ничего страшного, не надо паниковать: коронавирус - лишь один из многих ежегодных вирусов, в этом году смертность от пневмонии еще ниже, чем раньше, больше людей умирает от курения и т. д. Это демобилизующая риторика. Это такая установка сверху: пандемия - это просто психоз.

Здесь можно провести историческую параллель с ситуацией до войны 1941 года. Все видели, что Германия готовится к войне, но твердая позиция Сталина заключалась в том, что войны не будет. Та демобилизации имела крайне трагические последствия.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Не только экономика. Почему Лукашенко против карантина