Лукашенко расплатится за COVID-19 правительством

Антон Ходасевич, НГ
28 мая 2020, 10:20
Фото: president.gov.by
Отсутствие реформ госсектора и неспособность властей замедлить распространение COVID-19 Всемирный банк считает главными рисками для белорусской экономики. Эксперты банка прогнозируют беспрецедентное снижение деловой активности и падение ВВП на 4%. Анонсированная президентом смена правительства не решит проблем, поскольку оно не принимает самостоятельных решений.

«Последствия пандемии, как ожидается, будут временными, но тяжелыми, при этом в экономике прогнозируется снижение деловой активности самыми резкими за последние почти 25 лет темпами», – говорится в экономическом обзоре Всемирного банка для Республики Беларусь. «В 2020 году ожидается падение ВВП по крайней мере на 4%, что является самым значительным снижением за последние 25 лет, а в среднесрочной перспективе предполагается сохранение низких темпов экономического роста», – прогнозируют аналитики банка.

Сложность ситуации для Беларуси в том, что к эпидемии она уже подошла ослабленной. Власти не восприняли рекомендации международных экспертов и не стали проводить реформу неэффективного государственного сектора. Отсутствие поставок российской нефти сократило экспортную выручку на 16%. Ослабление российского рубля привело к 19-процентной девальвации белорусского по отношению к доллару. В этой ситуации кредиты в иностранной валюте стали еще более обременительными для предприятий и только ухудшали их финансовое положение.

Эпидемия и приостановка рынков стран – торговых партнеров, в частности России, куда поставляется подавляющее большинство белорусских товаров, продолжают негативно влиять на белорусский экспорт, в чем эксперты ВБ видят основной внешний риск.

«Внутренние риски связаны с задержками в проведении важнейших реформ в банковском секторе и секторе государственных предприятий, которые необходимы для укрепления стабильности банковского сектора и повышения производительности в экономике, либо с неспособностью замедлить распространение COVID-19 внутри страны», – говорится в обзоре.


Эксперты отмечают, что без реформ госсектора нельзя повысить конкурентоспособность белорусских товаров, а значит, вернуть им позиции на внешних рынках, утраченные за время приостановки экономической активности.

Беларусь еще до эпидемии была озабочена проблемой обслуживания внешнего долга, имела намерения привлекать для этого внешнее финансирование, однако сделать это сейчас гораздо сложнее. Не удается пока и договориться с МВФ о быстром финансировании ликвидации последствий пандемии. По оценке Всемирного банка, весь госдолг (включая гарантии государства) сейчас составляет 46,8% ВВП, но опасен не столько его размер, сколько структура: почти весь он выражен в иностранной валюте. Из общей суммы долга 43% приходится на Российскую Федерацию. Второй по значимости кредитор – Китай (26% от общего долга).

Состояние резервов также вызывает беспокойство экспертов Всемирного банка. В апреле они составили лишь 5,3 млрд долл. (на четверть меньше, чем в январе), или всего лишь 1,5 месяца импорта при минимальном требовании 3 месяцев. «Будет сохраняться нагрузка на госфинансы с учетом предстоящих крупных выплат по долгам», – констатируют эксперты ВБ. Они обращают внимание на то, что меры, которые в это время принимало правительство, были не совсем адекватны ситуации и не носили системного характера. Например, правительство ввело административное регулирование цен, чтобы сдержать инфляцию, но при этом позволило предприятиям увеличивать зарплату вне зависимости от производительности труда. Оплата труда бюджетников также была повышена. Расходы бюджета на оплату труда выросли на 12,5%. Это произошло на фоне снижения в первом квартале доходов бюджета на 5,5% «в связи с резким снижением поступлений по налогу на прибыль и от внешнеэкономической деятельности».

Белорусская «уникальность» состоит в том, что экономике нужно бороться не только с вызовами, связанными с пандемией COVID-19, но и теми проблемами, которые она накопила ранее. В связи с этим аналитики ВБ не рекомендуют копировать действия других стран, а сосредоточиться на устранении внутренних рисков – повышать эффективность госсектора и все-таки попытаться приостановить распространение COVID-19.

Местные эксперты не видят никаких намерений властей действовать в соответствии с этими рекомендациями. Более того, в это сложное время президент Александр Лукашенко затеял смену правительства Сергея Румаса. Эксперты полагают, что это вызвано намерением «списать» на кого-нибудь все экономические просчеты накануне президентских выборов. В противном случае ему нечего будет сказать избирателям: исправить ситуацию до 9 августа не удастся.

«Надо что-то предъявить народу перед выборами. Каких-то достижений или новых прорывных идей нет. Поэтому единственное, что можно попробовать, – попытаться свалить всю вину на правительство», – полагает экономист Лев Марголин.


По его мнению, Лукашенко попытается сказать, что после выборов, с новым правительством все будет по-другому. Однако это не так. За 26 лет своего правления Лукашенко показал, что правительство ничего не решает, что его задача – выполнять указания президента и Всебелорусского собрания, отметил эксперт.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Лукашенко расплатится за COVID-19 правительством