Около нуля. Как часто и в каких медиа появляются потенциальные кандидаты в президенты

Павлюк Быковский, Media IQ
1 июня 2020, 10:28
Александр Лукашенко
Публикаций госСМИ о выборах мало, и там нет фамилий альтернативных претендентов на пост президента, пишет Павлюк Быковский для Media IQ. Фамилии участников избирательной кампании лишь один раз упомянули государственные газеты и агентство БелТА, но не телеканалы.

Телеканалы без кандидатов


В эфире телеканалов в роли главного политического обозревателя по теме выборов выступает действующий президент Александр Лукашенко. В отчётах каналов о совещании главы государства 25 мая с руководителями его администрации, Совета республики, инициативной группы Игорем Сергеенко, Натальей Кочановой, Михаилом Ордой соответственно и сидевшим за одним столом с ними управделами президента Виктором Шейманом тема выборов по крайней мере звучит, хоть и спрятана за другими.

«Насущные вопросы экономики и политики обсудили на совещании у президента», – рассказывает «Беларусь 1». «Экономика, коронавирус, выборы: Лукашенко провел совещание по актуальным социально-экономическим и политическим вопросам», – вторит ОНТ.

Глава государства рассказывает сколько собрано подписей за выдвижение его в кандидаты в президенты, оценивает ход кампании, не называя имен комментирует участие конкурентов и даёт поручение по формированию нового состава правительства до выборов (правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом).

Отчётов с совещаний 14 других зарегистрированных инициативных групп, а также пресс-конференций претендентов на пост президента телеканалы не дают.

Вообще с 8 мая, момента назначения выборов, до 27 мая «Беларусь 1» сделал лишь десять материалов на тему избирательной кампании. Кроме действующего президента спикерами и героями в них выступили председатель Центризбиркома Лидия Ермошина – шесть раз, заместитель заведующего отделом Центризбиркома Иван Толкач – единожды.

Похожая ситуация и на других телеканалах. Разве что ОНТ выбился из этого ряда специальным проектом про выборы. 13 мая Дмитрий Бочков на этом телеканале провел аналитическую передачу «Президентские выборы в Беларуси 2020: чего ждут избиратели от кандидатов и как пройдет кампания в условиях пандемии». В ней приняли участие глава пропрезидентского общественного объединения «Белая Русь», председатель комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ Палаты представителей Геннадий Давыдько, председатель комиссии по законодательству Палаты представителей Светлана Любецкая и два политолога – Алексей Беляев и Вадим Боровик. Участники передачи подчёркнуто избежали имен участников избирательной кампании (не назвали даже действующего президента). Баланса мнений в передаче не было и он даже не имитировался. Среди главных тезисов: выборы в период пандемии проводить нормально (посмотрите на Южную Корею), оппозиция в Беларуси слаба, праймериз по определению единого кандидата от демсил провалился, политические партии слабы и немногочисленные, никто кроме действующего президента не имеет программы действий.

На фоне телеканалов государственное информационное агентство БелТА в два раза более активно освещает ход избирательной кампании. За тот же период агенство сделало 22 сообщения. Цитирует агентство тех же деятелей, что и телеканалы, но у БелТА есть одна публикация, где перечислены все претенденты на пост президента. 20 мая БелТА публикует новость «ЦИК зарегистрировал 15 инициативных групп по выдвижению кандидатов в Президенты Беларуси», в которой упомянуты Виктор Бабарико, Олег Гайдукевич, Юрий Ганцевич, Юрий Губаревич, Андрей Дмитриев, Анна Канопацкая, Наталья Кисель, Ольга Ковалькова, Николай Козлов, Александр Лукашенко, Владимир Непомнящих, Александр Таболич, Светлана Тихановская, Валерий Цепкало, Сергей Черечень. В тот же день «СБ. Беларусь сегодня» перечислила зарегистрированные инициативные группы с указанием имён и фамилий, а «Звязда» перепечатала новость БелТА.

На данный момент это самые информативные сообщения госСМИ о текущей избирательной кампании.


Главные герои в госСМИ – организаторы выборов


На этапе сбора подписей за выдвижение кандидатов традиционно главным героем СМИ выступают организаторы выборов: идут отчёты о числе зарегистрированных инициативных групп, формировании избирательных комиссий. Бывали избирательные кампании, когда телеканалы показывали нарезку с пикетов по сбору подписей за выдвижение кандидатов и в ней даже немножко мелькала символика оппозиционных партий наряду с преобладанием флагов «Белой Руси», БРСМ (Беларусский республиканский союз молодёжи) и ФПБ (федерация профсоюзов Беларуси). Пока телеканалы сбора подписей не заметили, а только указали сроки его проведения.

И только глава государства лично информировал общественность, что за несколько дней его инициативная группа уже собрала 200 тысяч подписей, то есть он может хоть сейчас подавать документы на регистрацию кандидатом в президенты, но пока воздержится от этого и будет собирать подписи дальше.

На фоне госСМИ у негосСМИ в мае сформировалась совершенно другая политическая повестка дня.

Заявки на участие в кампании экс-главы ПВТ Валерия Цепкало и экс-банкира Виктора Бабарико стали сенсацией, аудитории понадобились подробности – за что эти претенденты выступают – и редакции попытались удовлетворить этот спрос.Негосударственные СМИ в целом пытались рассказать обо всех претендентах, анализировали ход кампании, делали стримы и отчёты с пресс-конференций претендентов, с уличных акций.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Около нуля. Как часто и в каких медиа появляются потенциальные кандидаты в президенты