Компромат Лукашенко против оппонентов может сработать против него самого

Валерий Карбалевич, радио «Свобода» / перевод UDF.BY
5 июня 2020, 20:43
Фото: ТАСС
Чем больше негативной информации сам Лукашенко и его подчинённые вбрасывают против альтернативных кандидатов, тем больше может вырасти популярность соперников действующего президента.

Во время избирательных кампаний обычно Лукашенко не ввязывался в полемику со своими соперниками. Потому что считал их слабыми, несерьёзными, не достойными того, чтобы о них вообще упоминать. С политтехнологического пункта зрения это было правильно. Мол, если очевидный фаворит компании ввязывается в спор с более слабыми соперниками, то он повышает их рейтинг. За Лукашенко усердствовали государственные медиа.

Единственным заметным исключением были выборы 2006 года, когда Александр Козулин своими личными выпадами против белорусского руководителя вынудил того к соответствующему ответу. Тогда Лукашенко оскорбительно высказался о своём оппоненте, что тот ему во время «лыжни» бутылки с пивом откупоривал. А когда спецназ избил Козулина, то руководитель государство злорадно отметил: «Как дали — так только ошмётки летели «па завугольлі».

И то, что теперь Лукашенко ещё в самом начале избирательной кампании стал активно полемизировать сразу с тремя своими оппонентами, очень необычно и отличительно. Хотя, казалась бы, не царское это дело — обнародовать компромат на противников, причём довольно мелочный. Для этой задачи есть государственные медиа, штатные пропагандисты.

А здесь нам показывают сюжет, как человек в образе мощного и непобедимого «батьки» собирает всё правительство, чтобы в эмоциональной форме призвать чиновников не верить в огромные очереди людей, которые подписываются за альтернативных кандидатов, дескать, это спектакль. Давно мы не видели такого нервного и неуверенного Лукашенко.

Что касается «компромата» на Сергея Тихановского, 900 тысяч долларов и другого, то в информационной войне есть свои правила.

Эффективность компромата сильно зависит от доверия к источнику информации, популярности лица, которое хотят опорочить, и прочих условий. Бывают ситуации, когда политик превращается в народного кумира, и любая негативная информация отскакивает от него, как горох от стенки. Даже наоборот, получается обратный эффект: чем больше компромата, тем большую популярность набирает политик. В социологии это называется «эффектом отрицательной адаптации».

Можно вспомнить, как во время горбачёвской перестройки власти стремились скомпрометировать главного борца с руководящей номенклатурой Бориса Ельцина. Приводились, казалась бы, убойные факты, как тот пьяный падал с моста в реку, или во время поездки па США в пьяном виде выступал с трибуны. Причём, всё это было правда. Но народ не поверил, посчитал фальшивкой. В итоге этот компромат только добавил популярности Ельцину.

Похожая история произошла с Лукашенко во время президентской кампании 1994 года. За несколько дней до дня голосования командой Кебича, которая контролировала радио и телевидение, была сделана неудачная попытка дискредитировать Лукашенко. Речь шла об истории со стюардессой. По телевидению показали анонсированный заранее сюжет о том, как во время визита белорусской парламентской делегации в Китай у стюардессы самолёта пропал пакет, в котором находились фен, вибратор, коробка конфет и др.

Потом пакет нашли в вещах депутата Лукашенко. Самое смешное, что факт действительно имел место. Его позже подтвердили депутаты Верховного Совета, которые летели в том самолёте. Но незначительность этого компромата, плюс тот самый «эффект отрицательной адаптации» привёл к обратному результату. В показанный сюжет никто не поверил. Резко возросло возмущение попытками дискредитировать популярного кандидата. В итога значительная часть электората качнулась в сторону Лукашенко.

У меня есть ощущение, что схожую ситуацию мы имеем сегодня. Чем больше негативной информации сам Лукашенко и власти вбрасывают против альтернативных кандидатов, тем больше может вырасти их популярность. Прежде всего потому, что уровень доверия к существующему режиму очень низкий. И, значит, низкий он и к той информации, которую этот режим распространяет.

К тому же, власти действуют довольно грубо, неловко. В качестве примера можно упомянуть сюжет с задержанием Тихановского в Гродно. В официальную версию того эпизода мало кто поверил.

В сообщении МВД о «находках» в доме Тихановского меня в особенности поразило, что во время обыска нашли не только деньги в чемодане, но и радиостанции. Для полной картины не хватало найти в подвале радистку Кэт, которая передавала в Москву шпионскую информацию.

Во времена, когда происходили те истории с Ельциным и Лукашенко образца 1994 года, у властей была монополия на СМИ. Теперь её нет. Мы живём в информационную эпоху. Повестку дня формируют социальные сети. Похоже, это плохо понимает команда Лукашенко. Она работает по-старому, рассчитывая только на эффект силы и страха.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDF.BY может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники

Новости других СМИ