Выстрел «Авроры» из 94-го

Алесь Киркевич, БелГазета
24 июня 2020, 02:38
На улицы страны вывалил ОМОН в черном одеянии и масках, множество «тихарей» по гражданке, блуждающие автозаки и бусики с тонированными стеклами. Фото: svaboda.org
В последние дни сбора подписей за претендентов в кандидаты на президентский пост Минск и прочие города страны накрыла волна солидарности с задержанными. С Бабарико, Тихановским, Северинцем и множеством других активных белорусов. Со всеми: от главного оппозиционного претендента на «золотое кресло» до случайных прохожих, которые попали под «замес» и оказались «на сутках».

В Минске проспект гудел почти до часу ночи с четверга на пятницу, народ выстроился в огромную цепь, скандируя «Вите надо выйти!», «Свободу!», «Бабарико!», «Жыве Беларусь!» и т.д. Ощущения карнавальные или же как после победы национальной сборной над голландцами. Повод грустный, конечно, но люди на позитиве. Никакой агрессии - улыбки на лицах. А вот на второй день - вечером в пятницу - власти, похоже, спохватились.

И в столице, и в областных, и даже в районных центрах на улицы вывалил ОМОН в черном одеянии и масках, множество тихарей в «гражданке», блуждающие автозаки и бусики с тонированными стеклами. Задерживали сначала журналистов, а потом и остальных - кого успели и смогли. Впрочем, кое-где люди дали отпор. В Молодечно, к примеру, когда бравый ОМОНовец достал пистолет (!), народ просто бросился отбивать задержанных и… отбил! Стычки также фиксировались в Бресте и Гомеле.

Почему власти бросили в бой верных защитников «его величества» именно на второй вечер? Проспали? Или посчитали, что народ выпустит пар, выкричится, нафоткает самих себя и больше не выйдет? Возможно. А может, люди с грустными лицами и золочеными погонами решили, что, если на пятничный вечер запланирован выпуск в эфир заранее записанного видеообращения Виктора Бабарико, быть беде. Мало ли к чему призовет политик, который содержится под стражей? А вдруг видеообращение будет равносильно выстрелу «Авроры»?..

Выстрел прозвучал, но как­то совсем неубедительно. Виктор Дмитриевич призвал провести референдум, чтобы вернуть Конституцию 1994г. Т.е. без правок сами знаете кого. Вернуться, таким образом, к исходной развилке, после которой, по мнению сейчас уже немалого количества белорусов, страна повернула совсем не туда.

Напомним вкратце, что же такого было в той Конституции. Беларусь была парламентско­президентской республикой, большая часть власти принадлежала Верховному Совету. Именно ВС имел право назначать высших должностных лиц, объявлять выборы и референдумы. Президент же возглавлял исполнительную власть, издавал указы и распоряжения. Если совсем простым языком, то это история про живой парламент и совсем не всесильного президента. Сейчас же президент может распускать парламент, назначать выборы и референдумы, а также ­избираться на неограниченное количество сроков.

Если по уму, то все очень правильно. Возвращая ту Конституцию, мы возвращаем настоящую демократию, исключаем возможность для любого потенциального авторитарного лидера рулить как угодно и сколько угодно, учим невыученные уроки 1990­х и движемся в будущее.

А как на практике? По закону, референдум кроме президента и парламента может быть инициирован 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом. Собирается инициативная группа не менее 100 человек, подается в ЦИК на регистрацию и ­пошло­поехало.

После обращения инициативной группы в ЦИК комиссия передает документы в Генпрокуратуру и Минюст, а те решают, не противоречит ли вопрос законодательству. Потом, если все хорошо, ЦИК выдает инициативной группе удостоверения и листы для сбора подписей. На сбор подписей дается два месяца. И только после этого, когда подписи уже собраны, вопрос о проведении референдума выносится на рассмотрение президента («спасибо» референдуму 1996г.!). Дата же самого референдума устанавливается не позднее трех месяцев от издания указа президента о проведении референдума… Ну и вишенка на торте: результаты референдума подсчитывает наш любимый ЦИК!

Если честно, после прочтения становится как­то совсем грустно. И тема выборов, и тема политзаключенных, и все прочие темы, которые народ последние месяцы озвучивал на стримах Тихановского и в независимых СМИ, сливаются в бюрократическую бездну: как старые офисные бумаги в шредер. Собрать группу? Ок, без проблем. Общество еще наэлектризовано. Зарегистрировать в ЦИК, учитывая сегодняшние реалии? Проблемка. Генпрокуратура и Минюст? Хм­м… Президент?.. Ну, вы сами все понимаете. Голосование?..

В соцсетях то и дело приходится читать: «Я думал, что­то помощнее будет, ну да ладно», «Понятно ведь, кто считает» или «Самое большое разочарование в компании». Виктор Дмитриевич ведь выехал на том, что ратовал за что­-то новое, не повторял мантры старой доброй оппозиции, которая, словно старцы из «Белого солнца пустыни», повторяла: «Да­а­авно тут сидим…» Вспомнить хотя бы инициативу о референдуме Дмитрия Усса об изменении избирательного законодательства. Или пресловутый «Народный референдум», когда все оппозиционные партии и структуры собрались, напряглись и родили мышь. Кроме экспертов и профильных сотрудников из КГБ вряд ли вообще кто­-то помнит, чем закончились те истории. И вот опять ­референдум?

А я вот хорошо помню, как со сцены в Киеве, во время Майдана, к протестующим обратился Владимир Некляев. Приехал на денек и ­выступил. Вечер. Народу ­море. Бочки горят, баррикады стоят, люди в камуфляже и масках. А он предлагает украинцам… референдум! Южные соседи вряд ли что­-то поняли из речи, но в порядке гостеприимства аплодировали. Приехал, и на том спасибо! А ребята из, светлой памяти, «Молодого фронта», с которыми приехал я, только смеялись: «Ну­-ну, давай и тут все похорони своими референдумами и подписями!»

Критиковать решения человека, который находится за решеткой, конечно же, некрасиво. Независимо от того, как ты относишься и к решению, и к человеку. Виктор Дмитриевич и правда понравился белорусам. Честно. Наконец­-то адекватность, наконец-­то понятные деловые решения. Без стеклянных глаз и пустых лозунгов в стиле «все поделить», «Дрозды разграбить», «люстрация всем и каждому!». Просто грамотный, позитивный дядька, которому хочется верить. Даже моей жене Виктор Дмитриевич понравился: сейчас она рисует «Еву» Хаима Сутина, изъятую в числе прочих картин из коллекции «Белгазпромбанка», на магнитах и подставках под горячее.

Понятно, что у нас не Украина и не Майдан. Широты другие, климат не средиземноморский. Если без крови на брусчатке и баррикад ­ так и слава Богу. Оно нам надо?.. Но топить инициативу сотен тысяч людей в бумажной волоките ­ так себе решение. Люди ведь уцепились за вас, Виктор Дмитриевич, как за соломинку. Не столько за, сколько против ­ сами знаете кого. А тут ­ опять подписи­бумаги­регистрации. Опять травоядная стратегия в парке Юрского периода. Это ведь в раю или, на худой конец, в Евросоюзе, хорошо травоядным быть. А из нашего рая даже Еву совсем недавно изгнали. Пардон, арестовали. Об Адаме и поныне ничего не известно: в изоляторах дежурные отвечают, что к ним такой не поступал…
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Выстрел «Авроры» из 94-го