МТЗ на подиуме. Тон тракторной моде пока задают другие

Вадим Лебедев, БелГазета
2 июля 2020, 01:40
Почему-то премьер-министр уверен, что вариант торгового финансирования для МТЗ предпочтительнее кредитования в белорусских банках или с помощью госинвестиций. Фото: sputnik.by
Стремление сохранить крупную промышленность как основу экономики - один из главных принципов деятельности нового правительства. Воплощать его в жизнь собираются путем модернизации ряда предприятий, в т.ч. Минского тракторного завода. Для этого, скорее всего, придется залезать в новые долги - другие варианты финансирования госпредприятиям недоступны.

Во время посещения МТЗ 26 июня премьер-министр Роман Головченко объявил о намерении провести техперевооружение МТЗ с привлечением зарубежного финансирования. Концепция уже готовится, остается «определить максимальную конфигурацию, сколько надо вложить инвестиций и какую получить от этого отдачу».


«НОВЫЙ» ЗАВОД МТЗ


Комплекс мероприятий, призванный обеспечить выпуск качественной продукции, «укрупненно» представляет собой именно техническое перевооружение, пояснил глава правительства. Стоит задача фактически полностью сделать новый завод. «Сложность и в том, чтобы сделать его не на пустом месте (это было бы проще), надо сохранить эту площадку, интегрировать новые участки в существующую структуру предприятия», - уточнил премьер-министр.

Где-нибудь действительно предпочли бы создать гринфилд с новым оборудованием, продвинутыми технологиями и современным корпоративным управлением. Но мы традиционно не ищем легких путей. Пускать в Беларусь «международные корпорации, у которых есть рынки и деньги, чтобы они фактически скупили отечественные предприятия», президент Александр Лукашенко категорически не согласен. Выступая в Солигорске, он заявил, что «такой подход себя не оправдает» и никого здесь ТНК «не осчастливят». А потому на очередную кампанию модернизации производства правительству и Нацбанку велено «все, что есть, бросить… чтобы зацепиться на рынках».

С одной стороны, власти правы - без модернизации флагманы белорусской индустрии, оставшиеся в наследство со времен СССР, скоро окажутся неконкурентоспособными не только на мировых рынках, но и на внутреннем.

С другой стороны, опыт модернизации некоторых отраслей, как и развал других, которым не достались вовремя кредиты и высочайшее внимание, показывает, что интеграция экспортоориентированной страны в международные производственные цепочки невозможна без сотрудничества с мировыми лидерами. Чтобы самим быть одним из них, нужны значительные инвестиции, причем не столько в оборудование, сколько в маркетинг и сервис, исследования и разработки.


ГДЕ ЖЕ ВАШИ СХЕМЫ?


Закупить за рубежом станки не столь уж трудно - были бы деньги. Приобрести права на патенты сложнее, поскольку они не предоставляются конкурентам без определенных условий. И еще сложнее обзавестись тем и другим «наиболее экономично, привлечь сюда финансирование от этих производителей». Пока непонятно, какие схемы изобрело правительство, чтобы мировые производители, желающие участвовать в тендерах, «приходили со своими деньгами, чтобы это не ложилось на бюджет никоим образом».

Деньги у мировых производителей, конечно, есть. Но за свой счет обеспечивать наших машиностроителей оборудованием и технологиями никто не станет. Почему-то премьер-министр уверен, что вариант торгового финансирования (т.е. факторинга) для МТЗ предпочтительнее кредитования в белорусских банках или с помощью госинвестиций. При определенных обстоятельствах факторинг действительно выгоден. Но вряд ли зарубежные поставщики и их финансовые партнеры не учли все особенности сотрудничества с белорусским госпредприятием и не заложили в цены и комиссии все возможные риски. Так что рассчитываться с поставщиками все равно придется, пусть и с несколько меньшими издержками. И результат «напряженных переговоров» может оказаться разным. А потому не исключено, что на очередном мега-проекте опять замаячат связанные китайские кредиты под гарантии правительства, реструктуризация и рефинансирование долгов с помощью выпуска облигаций, а может, даже и токенов (хотя с экономической точки зрения между ними нет никакой разницы).


ВОСТОЧНЫЙ ШАНС


Успех техперевооружения МТЗ будет определяться объемами продаж и финансовыми результатами. Между тем предприятие в последние годы демонстрирует скромную прибыльность и некоторый рост выручки по номиналу. Например, в 2019г. выручка завода достигла BYN1,62 млрд, что на 10,2% больше, чем в 2018-м, а чистая прибыль составила BYN100,3 млн - в 37 раз больше, чем годом ранее. Впрочем, очередная девальвация в первом квартале 2020г. немедленно вогнала предприятие в убытки, которые оказались в 1,5 раза больше всей прибыли за прошлый год. В то же время собственный капитал МТЗ вырос за четыре года на 26,6% - с BYN787,4 млрд до BYN997,1 млрд, а в долларовом эквиваленте - на 17,9%.

Пока использование производственных мощностей организаций Минска по выпуску тракторов сократилась с 91,8% в 2011г. до 48,8% в 2018-м, а их производство - с 66,8 тыс. до 40,8 тыс. машин. Это не так уж плохо, как могут подумать скептики - к примеру, в России уровень использования среднегодовой производственной мощности у тракторостроителей в 2012г. составлял всего 39,8%, в 2018-м - вообще 15,2% и незначительно улучшился в 2019-м. Так что у МТЗ есть шансы на восточном направлении. Согласно стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030г., разработанной Минпромторгом РФ, через десять лет суммарный объем рынка тракторов у наших соседей составит около $1 млрд, причем в ближайшие пять лет физический объем продаж тракторов вырастет на 25%. Существенным стимулом является низкая обеспеченность сельхозпроизводителя тракторами и значительный износ имеющейся техники (в Беларуси и Казахстане те же проблемы). Правда, россияне рассчитывают, что с помощью государственных субсидий удастся увеличить собственное производство. Но пока особых успехов они не добились: то субсидии не туда уплывут, то местные аграрии закапризничают и сократят закупки. Так что около 60% тракторов в РФ - импорт, в т.ч. белорусский. К тому же в 2018г., по данным «АСМ-холдинг», 21,5% российского производства тракторов - сборка из комплектов иностранных марок (Versatile, New Holland, Agrotron, Axion, John Deere, Xerion), а почти 30% - машинокомплекты нашего МТЗ, причем в 2019г. эта доля выросла еще больше. Однако российское правительство намерено увеличивать выпуск собственных машин, в т.ч. с увеличением локализации производства мировых лидеров вроде John Deere.

Если у нас власти легко могут отправить на село нужное количество продукции МТЗ и «Гомсельмаша», то в РФ спрос определяется в основном двумя факторами: динамикой цен на зерно и субсидированием льготных кредитов на приобретение сельхозтехники на федеральном и местном уровне. При этом российские власти намерены в ближайшем будущем существенно увеличить объемы поддержки собственных производителей.


ПОРА СООТВЕТСТВОВАТЬ


Эксперты считают мировой рынок сельхозтехники очень емким и перспективным. Беларусь входит в число основных стран - экспортеров тракторов, но не мы здесь диктуем условия. Более половины мирового объема экспорта тракторов, по данным UN Comtrade, приходится на четыре государства: Германию, США, Италию и Францию. При этом в 2013-17гг. мы потеряли более 12% объема поставок. Теперь конкуренция обострилась еще больше - приходится бороться как с лидерами, так и с производителями Индии, Китая, Южной Кореи и Бразилии.

Особенно перспективными и одновременно сложными считаются рынки Азии, Африки и Латинской Америки - те самые рынки «дальней дуги», которые намечены как вектор диверсификации белорусского экспорта. К тому же на рынках стран ЕАЭС конкуренция тоже обостряется. Причем спрос на недорогие и относительно простые машины постепенно разбавляется интересом к более продвинутым технологиям.

По оценкам Европейской ассоциации сельскохозяйственного машиностроения (СЕМА), основными направлениями в концепции «Сельского хозяйства 4.0» станут точное земледелие (Precision Farming) и цифровизация сельского хозяйства. Этим направлениям крупнейшие производители сельхозтехники уделяют особое внимание и вкладывают значительные ресурсы в разработку машин, позволяющих выращивать больше сельхозпродукции с использованием меньшего количества ресурсов и снижением издержек производства. Так что самое время модернизировать отечественные заводы, чтобы соответствовать последним тенденциям тракторной моды.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ МТЗ на подиуме. Тон тракторной моде пока задают другие