Путь Чаушеску: от прогрессивного лидера - до расстрела соратниками

Алесь Киркевич, БелГазета
10 июля 2020, 02:50
«Это ложь, что я заставлял людей голодать! Это бесстыдная ложь! Это свидетельство того, что за последние несколько дней на смену патриотизму пришло предательство!..» - говорил, размахивая руками, высохший старик. Рядом, подперев голову рукой, как будто скучая, сидела его жена. По другую сторону комнаты - несколько человек в военной форме, прокурор, судья, автоматчики возле дверей, а также съемочная группа. Так выглядел суд над Николае Чаушеску и его женой Еленой.

Диктатор, которого называли не иначе как «Гений Карпат», «Великий Кондукатор (руководитель, вождь)», «Полноводный Дунай разума», «Светоч», «Творец эпохи обновления», в скором времени уже лежал возле стены сарая на военной базе, где наспех и проходило судебное заседание. Его, как и жену, расстреляли после процесса, на котором даже адвокат признал своих подзащитных виновными в геноциде, голоде, истязании собственного народа. «Смерть Антихриста на Рождество» - писали о расстреле румынские газеты под занавес 1989г.

Революция в Румынии стала последним актом череды «бархатных революций» в странах соцлагеря. События везде разворачивались довольно мирно, но только не в Румынии. Возможно, именно поэтому история падения Николае Чаушеску до сих пор не ушла в прошлое, превратившись в метафору и незабываемый пример потомкам.


ВОВРЕМЯ ПОСТАВИЛ НА СЧАСТЛИВУЮ ЛОШАДКУ




Во второй половине 40-х по Восточной Европе прокатилась волна коммунистических переворотов. Главой Румынии становится сталинист Георгиу-Деж. В 1965г. он умирает, и партия ставит во главу довольно серого человека, главной заслугой которого является отсидка в лагере во время войны. Это - 47-летний генерал Николае Чаушеску, который отвечал в Политбюро за армию и силы госбезопасности. Он фактически не имел образования, в юности работал подмастерьем в сапожной мастерской, где и познакомился с идеями коммунизма. Можно считать, что Чаушеску повезло: вовремя поставил на счастливую лошадку, хоть коммунисты в Румынии до войны не пользовались популярностью.

Парадоксально, но в первое десятилетие своего правления Чаушеску был по советским меркам прогрессивным лидером. Формально страна была частью Варшавского договора, однако упорно гнула свою линию. Чаушеску, к примеру, осудил ввод советских войск в ЧССР:

«Никто извне не может указывать, каков должен быть путь социалистического строительства в каждой отдельной стране».


Журналист Newsweek Эдвард Бэр фиксировал реплики рядовых румын про своего лидера в те годы: «Очень хороший человек, он защитит нас от русских» или «Живем мы теперь хорошо, дела идут на поправку. И будет все замечательно, если только русские оставят нас в покое». Чаушеску умело играет в диссидента и независимого политика, дружит и с арабами, и с евреями, с коммунистами и капиталистами. Еще в 1966-м он заявляет, что надо бы распустить и НАТО, и… Организацию Варшавского договора. Чаушеску восхищается «сильными личностями» вроде Саддама Хусейна, Анвара Садата, Муамара Каддафи.

Более того, в Румынию приезжает президент США Ричард Никсон, а после и сам Чаушеску едет в США. Королева Великобритании награждает его орденом. В стране без проблем слушают западную музыку, торгуют пластинками. Запад не остается в долгу и активно «строит глазки»: дает кредиты.


«НЕ СОЗДАВАТЬ МУЧЕНИКОВ!»


В 1971г. Чаушеску посещает Китай и Северную Корею - нужны новые могущественные союзники. Его кумирами становятся Мао Цзэдун и Ким Ир Сен, а в стране он провозглашает «малую культурную революцию» с упором на пропаганду и контроль над обществом. Контроль осуществляет аналог КГБ - «Секуритате», люди в шляпах и кожаных плащах. При этом Чаушеску совсем не кровавый диктатор. «Не надо создавать мучеников!» - говорил он. Акцент сделан не на крови, а на страхе и психологическом терроре, который вырабатывает в людях самоцензуру.

Бывший сотрудник госбезопасности Ливиу Турку, бежавший на Запад в 1987г., так описывал ситуацию:

«Представьте себе огромный аппарат, распускающий слухи, наводящий страх и ужас, и созданную им атмосферу, в которой люди панически боятся, что если они допустят хоть малейшую оплошность, квалифицированную как акт неповиновения Чаушеску, они бесследно исчезнут… Самым выдающимся образцом дезинформации был слух, специально распущенный «Секуритате», что каждый четвертый румын является ее осведомителем».


Вся иностранная периодика была запрещена, а печатные машинки подлежали регистрации. Даже экспозиция Национального исторического музея преобразовалась: всего несколько залов рассказывали о Румынии до 1965г., остальное касалось исключительно «мудрого правления» Чаушеску.


ХОЛОДНО, ТЕМНО И НЕЧЕГО ЕСТЬ


«Кондукатор» любит величие, глобальные проекты и «стройки века». А не построить ли, например, огромный Дворец Народа? Запросто! Для этого пришлось снести пятую часть старого Бухареста и заняться возведением монстра. К слову, это было второе здание по размерам в мире, уступавшее только Пентагону. Для дворца понадобилось столько материалов, что в определенный момент мрамора уже не хватало на могильные плиты для обычных граждан.

Дальше - больше. Чаушеску кажется, что румын слишком мало: в стране берутся за демографию. По факту это полный запрет контрацепции и принудительный осмотр женщин по месту работы на предмет абортов. Дошло до того, что на бездетность ввели особый налог. Румын становится больше, но в 1980-х по стране гуляет ВИЧ: запрещены ведь даже презервативы…

На Румынии висят непомерные долги, поэтому Чаушеску берется за непростую задачу: все выплатить. Как? Меньше тратить на себя! Скажем, в бывшем СССР до сих пор помнят румынские гарнитуры, только сами румыны их не видели. Все шло на экспорт для выплаты долга. На Запад гнали продукты питания, томатную пасту, компоты из слив… Естественно, этого мало. Выходят книги, согласно которым румыны должны меньше кушать. Экономия на всем: в одной комнате не больше одной лампочки, перебои со светом и водой…




«С ЦЕЛЬЮ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ…»


В ноябре 1989г. в Бухаресте стартует очередной съезд Компартии, где под аплодисменты звучат пассажи о «новых успехах социалистического строительства». Ничто не предвещает беды, если бы не ситуация в Тимишоаре. Там люди заступились за опального священника-венгра Ласло Текеша, вышли на пикет, а их - расстреляли.

Эти события Чаушеску трактует как вмешательство извне:

«Действия хулиганствующих элементов в Тимишоаре были организованы и начаты при поддержке империалистических кругов и шпионских служб (…) с целью дестабилизации ситуации в стране, уничтожения независимости и суверенитета Румынии!»


21 декабря по указке лидера в Бухаресте собирают многотысячный митинг на Дворцовой площади… Сам митинг начинается в лучших традициях: в первых рядах партфункционеры, представители профсоюзов, дальше - учащиеся военных училищ и простые граждане. 71-летний Чаушеску размахивает руками, вдохновленно говорит, ему хлопают. В какой-то момент, однако, овации сменяются свистом и скандированием «Тимишоара!». В замешательстве диктатор уходит с балкона. Толпа не расходится, растекается по городу, а на следующий день начинается штурм. Над головами протестующих пролетает вертолет Чаушеску с женой и охраной: он покидает город.

Еще до бегства Чаушеску успевает дать приказ армии стрелять на поражение. Но оказывается, что министр обороны Василе Миля найден мертвым - по официальной версии, генерал застрелился. Есть версия, что он стал жертвой «Секуритате» после отказа стрелять по людям. В любом случае после новости о смерти генерала армия отказывается стрелять и переходит на сторону народа. С государственного флага протестующие и военные вырезают советскую символику, а сам исторический румынский флаг с дыркой становится символом революции.

В Бухаресте еще четыре дня продолжается «кровавая баня». «Секуритате» отказывается складывать оружие, идут бои с военными и протестующими. Тем временем вертолет Чаушеску садится возле одного из городков. Охрана тут же разбегается. Диктатор с женой остаются в одиночестве среди чистого поля. Их вылавливают местные жители, после чего передают в ближайший военный гарнизон. Короткий допрос, суд и - расстрел.


РЕВОЛЮЦИЯ, КОТОРУЮ ПРЕДАЛИ


Расстрел стал первым решением новой власти - Фронта национального спасения. Его возглавили не оппозиционеры и диссиденты, а бывшие соратники Чаушеску. Лидер фронта - Ион Илиеску, бывший председатель Национального совета водного хозяйства, который впал в немилость в 1980-х, после того как раскритиковал проект канала Дунай - Черное море, придуманный бессменным лидером. Позже Илиеску дважды избирался президентом Румынии, а с 2019г. над ним идет судебный процесс: из-за причастности к бойне конца 1989г.

В новый 1990г. Румыния вступает в состоянии разрухи и голода, только что успев похоронить более 1000 убитых на улицах Бухареста сограждан. Страна выбирает европейский путь и потихоньку выходит из жесткого кризиса, но довольны не все. Многие участники революции уверены, что их предали. Мол, Чаушеску расстреляли без лишних разговоров, чтобы повесить на него всех собак, замести следы. Люди сражались против коммунизма, а во главе Румынии оказался коммунист…

Так считает и священник из Тимишоара Ласло Текеш, который жив до сих пор. Почему, мол, в его сограждан «Секуритате» стреляли разрывными пулями, а старцы из Политбюро не понесли никакой ответственности и спокойно умирали в своих постелях в 2000-х и 2010-х?..

Румынская революция имела продолжение уже в 1990г., через полгода после уличных боев. В Бухаресте на акцию протеста вышли люди с требованием суда над коммунистами: интеллигенция, жертвы режима, обычные граждане. Илиеску, в свою очередь, привез в город тысячи шахтеров, которые разогнали протест деревянными палками (словно донецкие «титушки» в Украине). Полиция особо не вмешивалась. Погибло, кажется, семеро, многие получили увечья. Илиеску же поблагодарил шахтеров за помощь в сохранении порядка.


ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА - САМ ЧАУШЕСКУ


Почему в Румынии в 1989-м не удалось избежать крови? Знатоки вопроса говорят о ряде факторов. Бедность, люди, доведенные до ручки. Не слишком зрелое гражданское общество, отсутствие дискуссии и плана мирных перемен. Отсутствие внятной оппозиции или диссидентского движения. Вместо этого - безжалостная народная стихия и бывшие партфункционеры.

Главной же причиной считается сам персоналистский режим Чаушеску. В других странах соцлагеря уже не было диктата одного человека: были партийные структуры, которые худо-бедно, но все-таки менялись. Была реакция на общественные запросы, потепление и плавная перестройка. В конце концов, не было одного конкретного человека, готового до смерти держаться за власть.

Каждому авторитарному лидеру оппоненты грозят судьбой Чаушеску. Даже в Беларуси в репликах политиков мелькают тени румынских событий…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Путь Чаушеску: от прогрессивного лидера - до расстрела соратниками