Волеизъявление под ярмом

Вадим Казначеев, для UDF.BY
8 августа 2020, 12:21
Иллюстрация: varjag.net
Председатель Центризбиркома Лидия Ермошина назвала интернет-платформу «Голос», на которой уже зарегистрировались около миллиона избирателей, «политической аферой», «вредным и преступным проектом», и заявила, что «по сути, это создание теневого Центризбиркома».

Лидия Ермошина также крайне негативно отозвалась об «альтернативном подсчёте голосов в день выборов», и сказала, что всё это для того, «чтобы девальвировать официальный результат голосования».

Последнее особенно умиляет: неужели Лидия Михайловна заранее знает, какими будет официальный результат? и что он явно не понравится сторонникам Светланы Тихановской (которых Ермошина обвинила в «рекламировании проекта»)? На самом-то деле в этом нет сомнений: уж кто-кто, а она знает. Но так открыто в этом признаваться всё-таки как-то не комильфо.

Как ещё не додумались назвать какой-нибудь «политической аферой» призыв к проголосовавшим не за Лукашенко складывать бюллетени гармошкой – даже удивительно.

Экзит-полы (опросы проголосовавших в день выборов) проводятся в демократических странах, и несоответствие между ними и официальными результатами является основанием для серьёзных сомнений как раз в последних: тогда бюллетени обычно пересчитывают. В лукашенковской Беларуси, однако, они запрещены (кроме провластных структур). Равно под запретом и независимая социология. Именно потому, что основная задача «выборов», которые проводятся под руководством Ермошиной – не выявить, а скрыть реальное волеизъявление граждан страны.

Будь это иначе – не было бы оснований для такого страха перед экзит-полами, социологическими опросами и интернет-платформой. Более того, – не было бы страха перед включением в каждую избирательную комиссию представителей всех заинтересованных сторон, а не только одной-единственной из них. Не было бы страха перед открытым и прозрачным подсчётом голосов. Не было бы страха перед наблюдателями, перед предвыборными выступлениями без ограничений. Не было бы нужды в досрочном голосовании без уважительных причин.

Впрочем, всё это – не для диктатуры. Которая сменяемости власти на выборах не предусматривает в принципе. «Выборы» для неё – только декорация.

В ходе же нынешней кампании правящий режим вообще отбросил всякий стыд и минимальные приличия. Трое основных претендентов не были зарегистрированы под высосанными из пальца предлогами, причём двое из них находятся в тюрьме. Более тысячи человек были задержаны, включая членов инициативной группы и наблюдателей. Места для агитации жёстко ограничили по всей Беларуси, однако даже в отведённых местах срывают встречи с Тихановской. Как будто власти задались целью специально объяснить особо доверчивым, тем, кто ещё не понял: никаких выборов в Беларуси нет! вас никто не спрашивает, ваши голоса никого не интересуют.

В действительности цель, конечно, другая: любой ценой, невзирая на голоса людей, оставить у власти диктатора. А приличия отбросили просто из-за опасений, что реальной электоральной победы у него нет. Тут уж приходится жертвовать декорацией.

Что же касается «теневого Центризбиркома», – то это, скорее, действующий Центризбирком можно назвать теневым. Не будем забывать, что в своё время Александр Лукашенко своим указом снял с должности председателя Центризбиркома Виктора Гончара и назначил Лидию Ермошину, не имея на то ни малейшего права, напрямую грубо нарушая Конституцию, ст. 83 которой относила формирование Центризбиркома к исключительной компетенции Верховного Совета. С тех пор минуло 23 с половиной года, однако от этого Ермошина в этой должности отнюдь не стала более законной.

И назначали её, как и выстраивали всю избирательную систему, вовсе не для того, чтобы реально считать голоса. А совсем наоборот – чтобы обеспечивать нужные итоги вне зависимости от этих самых голосов. Не случайно никакие «выборы» и «референдумы», проведённые под руководством Ермошиной, не были признаны цивилизованным миром, демократическими государствами и организациями.

Так что, как говорится, «чья бы корова мычала». Ермошина – это ярмо на волеизъявлении граждан.

А платформа «Голос» – дело, конечно, полезное, но, боюсь, на многих участках постараются воспрепятствовать фотографированию бюллетеней. Хотя это не противоречит даже законам лукашенковского режима, однако когда этот режим останавливался перед подобными «мелочами».

Но! Можно ведь и без фотографий. Каждый избиратель вправе публично объявить о своём выборе. Можно это сделать в письменной форме: «Я, ФИО, проголосовал 9 августа за кандидата такого-то». Эти заявления можно подавать в те или иные государственные органы. Желательно одновременно, в массовом порядке.

Наконец, соцопросы. Понятно, что непосредственно в Беларуси лицом к лицу с респондентами их провести не позволят. Однако и не смогут воспрепятствовать сделать это по телефонам, особенно из-за пределов Беларуси. Очень не помешало бы, если бы этим занялась какая-либо авторитетная социологическая служба (а лучше не одна). Которая, по репрезентативной выборке, осведомилась, за кого люди проголосовали.

Потому что «Нас 97%» – это, конечно, очень мило для слогана, но отражает лишь аудиторию некоторых интернет-ресурсов (пусть даже массовых). На самом деле не 97%. Но если всё-таки большинство, то надо, чтобы люди об этом знали, это важно.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Волеизъявление под ярмом