Федута: Вариант без крови может быть один

ex-press.by
8 августа 2020, 14:24
Александр Федута
Российское издание “Коммерсант” обратилось к белорусскому политологу Александру Федуте с вопросами: сумеет ли Александр Лукашенко удержаться у власти, какую роль могут сыграть белорусские силовики и причем здесь Москва.

- Вариант без крови может быть один — согласованный звонок президенту Беларуси от Владимира Путина и Ангелы Меркель со словами: «Мужик, не делай этого». Это остановит Лукашенко от применения силы. Хотя все говорят, что Лукашенко цепляется за власть и готов пойти на все вплоть до стрельбы, пока я вижу, что он делает все, чтобы избежать такого сценария.

Об этом говорит и череда превентивных арестов тех, кто готов организовать самые серьезные протесты, в том числе в малых городах, где таких активистов — единицы.

Но хотя власть не хочет стрелять, действительно не делать этого она сможет, только если такова будет общая позиция Запада и Востока. Надежды на то, что народ выпустит пар и разойдется по домам сам,— нет.

Успокоить правдоподобным результатом тоже не получится — потому что считать голоса будет глава ЦИКа Людмила Ермошина. У нее на начало выборов уровень доверия составлял 11%. После этого она отказалась от приглашения международных наблюдателей, запретила свободное передвижение журналистов по участкам, ограничила реально независимых наблюдателей. Вот если бы накануне выборов власти заменили Ермошину — может, кто-то и поверил бы в результат Лукашенко в 53–56%. А результату, который объявит Ермошина, не поверят в любом случае — даже если она заявит о победе Тихановской.

Насчет силовиков. Я не верю, что какой-то генерал может не передать подчиненным приказ применить силу. А вот в то, что младший офицер будет понимать, что он остается крайним,— верю. Люди младше подполковника близки к народу и знают: одного генерала заменить легче, чем сотню майоров — их просто нет. Это одна надежда, вторая — на солдат. В основном это срочники. Они знают, что одно дело махать дубинкой и совсем другое — выстрелить в человека. Это — вчерашние школьники, и они будут бояться.

Любое новое правительство после Лукашенко неизбежно будет коалиционным. Если в нем не будет оппозиции — его сметет улица, если в нем не будет представителей нынешней номенклатуры, оно свалится само. Но в теорию номенклатурного или силового заговора я не верю. С другой стороны, у генералитета КГБ будет козырь — они будут владеть истинной информацией о том, сколько народа и за кого проголосовало. И это делает Лукашенко заложником в их руках. Если он попытается их снять или им помешать — они могут намекнуть на публикацию этих данных.

Еще в марте Лукашенко предлагали оставить преемника. На него согласились бы и общество, и Владимир Путин, и Ангела Меркель, и Дональд Трамп, если бы ему объяснили, где находится Беларусь. Теперь же Лукашенко придется как никогда беспокоиться о поддержке России и Запада. США уже назначили нового посла в Минске — Джули Фишер, но если будут жесткие разгоны митингов — она просто не приедет. Предположим, что Лукашенко прошел инаугурацию — на следующий день выясняется, что все его проблемы остаются. Денег нет, по российским кредитам платить надо, а Запад точно денег не даст.

Дело не допущенного до выборов Виктора Бабарико тоже потенциально опасно в будущем. После выборов его надо будет выпускать — а это вынудит объяснять, почему кандидат, собравший подписи, не был допущен к выборам. На основании бумажки из Комитета государственного контроля? И дальше разворачивается масштабное дело в международных инстанциях…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Федута: Вариант без крови может быть один