2020-й – черный год для Беларуси

Экономист Борис Желиба, nv-online.info
19 сентября 2020, 11:30
Иллюстративное фото
Август високосного 2020-го подвел валютно-финансовую систему Беларуси к краю глубокого падения.

Репутационные потери государства от внутриполитического кризиса огромны, а экономический ущерб от своеобразных забастовок подсчитываться будет позже. Команде главы Нацбанка П.Каллаура в попытке спасти от девальвационного пике белорусский рубль пришлось пожертвовать в августе миллиардом долларов валютных резервов, выставив его на биржевые торги. Но это мало помогло. За месяц курс доллара вырос к «ушастому» на 9,2%, евро – на 10,5%. С учетом отданных государственных долгов золотовалютные резервы потеряли 1,4 млрд долларов. Это рекордная сумма месячных потерь. Из 7,5 млрд долларов оставшихся резервов 3,1 млрд золото, которое быстро не продашь, как это делает сейчас Венесуэла. И лишь порядка 3,2 млрд долларов приходится на свободную реальную валюту.

Белорусы потеряли веру в государственные институты, в том числе и в свой рубль. Физические лица на чистой основе скупили за август 299 млн долларов, жители Синеокой сняли со всех видов валютных вкладов 226,2 млн долларов. В безналичном сегменте белорусы скупили 324 млн «зеленых». Не отставали от них и предприятия, скупив у банков в августе 652 млн долларов. Острый дефицит валюты – нарастающая мигрень белорусской экономики.

Для приобретения валюты предприятия и население использовали рублевые депозиты. За август у предприятий с депозитов исчез миллиард рублей. Срочные депозиты населения в валюте и рублях сократились более чем на полмиллиарда долларов в эквиваленте. Банковскую систему сейчас спасают те 5 млрд рублей, которые население принесло на безотзывные вклады, уверовав (в который раз!) в стабильность белорусского рубля. Оставшись без полноценных ресурсов, банки практически прекратили кредитовать население. Чтобы вернуть вкладчиков, они в два раза, до 22% годовых, подняли ставки на рублевые депозиты.

Опасаясь всплеска инфляции, Нацбанк проводит прижимистую политику в поддержке кредитами ликвидности банков. Кредитные ставки на межбанковском рынке подпрыгнули до 25–27% годовых, то есть более чем в два раза. Поэтому кредитное недоедание грозит и реальному сектору экономики. У многих госпредприятий и так огромная долговая нагрузка, им надо перекредитовываться, такой же огромный капитал заморожен в складских запасах готовой продукции, которую гнали без сбыта в разгар коронакризиса. Аналитики констатируют, что половина белорусских банков испытывает проблемы с ликвидностью, то есть с недостатком средств для кредитования экономики. Это создает предпосылки для того, что денежные власти вновь разогреют «печатный станок».

Главный регулятор, видимо, надеется на то, что масштабный спрос на валюту постепенно иссякнет. Во всяком случае в первой декаде сентября рубль начал слегка отыгрывать потерянные курсовые позиции. Главный корень проблем, конечно, не деятельность Нацбанка. Как гласит ковбойская поговорка: не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет. Налицо кризис доверия, спровоцированный политическими событиями августа-сентября. После выборов у людей исчезает желание поддерживать своими свободными деньгами банковскую систему, содержать своими налогами государственный аппарат, который силой подавляет всякие экономические и политические свободы.

Политический кризис отправил белорусскую экономику в тяжелый нокдаун. Поднимет ли ее с колен правительство Романа Головченко? Более чем сомнительно. Примерно четверть всех предприятий Беларуси остаются убыточными. Производительность труда снизилась на 1,6% при запланированном росте на 1,7%. Соотношение индексов производительности труда и зарплаты составило 0,91. При прогнозе прироста цен на 3,3% они выросли на 3,4%. Потери от перебоев в работе заводов и фабрик правительство уже оценило в полмиллиарда долларов. Високосный 2020 год становится поистине черным для Беларуси.

Простой крупных предприятий или работа их не в полную силу – источник дополнительных трудностей для белорусского бюджета. Эти проблемы должен решать министр финансов Ю.Селиверстов. Минфин отчитался, что за 7 месяцев дефицит республиканского бюджета уже составил 1,4 млрд рублей. По сравнению с прошлым годом бюджет недобрал 4,4 млрд рублей. Недопоступления налогов в его доходную часть, естественно, создадут проблемы с выплатой заработной платы бюджетникам, а сокращение отчислений в Фонд социальной защиты населения, который к тому же поддерживается дотациями из республиканского бюджета, грозит задержками в выплате пенсий. И еще большой вопрос, кого обвинят послушные бюджетники и лояльные пенсионеры в своих неприятностях – государство или протестующих?

Поскольку значительная часть белорусского государственного долга рефинансируется, занять Министерству финансов деньги за рубежом, на том же еврорынке, будет проблематично. Прежние выпуски евробондов министерства упали на вторичном рынке ниже номинала. Причиной падения котировок белорусских облигаций стали заявления отдельных стран ЕС о возможном введении по отношению к Беларуси санкций в связи с фальсификациями результатов выборов Президента. Западные кредиторы в лице МВФ, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития заявили о свертывании кредитной поддержки Беларуси. Финансовой подушки безопасности у страны нет. Помощь могут оказать только власти России. На переговорах в Сочи А.Лукашенко с В.Путиным Беларуси обещано лишь 1,5 млрд долларов кредита на рефинансирование ее долга России. Эти деньги, естественно, не покинут пределов России.


Развитие экономики решающим образом зависит от доверия ее субъектов – предприятий и работающих на них людей – к государству. От этого зависит и стабильность на валютном и финансовом рынках страны. Когда народ доверяет власти, знает, что он всегда может добиться правды и справедливости, тогда он доверяет банкам, национальной валюте, всей финансовой системе. Сейчас у подавляющего большинства белорусов доверия к государственным институтам нет. Новая политическая ситуация, деградация экономики негативно скажутся и на инвестиционной активности отечественного бизнеса, не говоря уж о привлечении иностранных инвестиций. И не надо быть провидцем семи пядей во лбу, чтобы сказать: ситуация в экономике без разрешения политического кризиса будет ухудшаться.

Выход один – А.Лукашенко уходит с поста Президента Беларуси, обстановка нормализуется, производство при содействии внешних инвесторов набирает обороты, и страна постепенно оживает. Тот, кто держится за авторитарно-диктаторский режим, в открытую сфальсифицировавший результаты голосования на президентских выборах, живет дремучими представлениями о цивилизации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ 2020-й – черный год для Беларуси