«Дежавю в кубе». Почему транзит через российские порты невыгоден Беларуси

Валерий Карбалевич, Радыё Свабода / пер. UDF.BY
26 сентября 2020, 02:41
Иллюстративное фото. Нефтяной терминал в российском порту
Александр Лукашенко на встрече с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко рассказал о переориентации белорусских грузов из портов Прибалтики на российские и предложил Ленинградской области построить совместный морской порт.

Тема переориентации белорусских грузов в порты России - это дежавю не то что в квадрате, а в кубе. Россия неоднократно пыталась реализовать подобные планы.

В 2005 году, вернувшись из России, где Лукашенко встречался с Путиным, белорусский лидер неожиданно заявил о строительстве своего порта в Калининградской области и ориентации туда белорусского экспортного транзита.

Российские газеты писали, что это было сделано якобы в обмен на поддержку Москвой Лукашенко на президентских выборах 2006 года.

В ноябре 2012 года Александр Лукашенко, принимая в Минске того же губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, объявил о планах переориентировать белорусские грузы из портов Балтики в порты Ленинградской области. Более того, белорусский лидер заявил, что он и президент Российской Федерации Владимир Путин приняли «принципиальное решение» по этому вопросу на встрече в сентябре того же года. В итоге опять ничего не заработало.

Эта тема снова ожила в октябре 2016 года. Тогда Россия предложила и пряник. РЖД пообещала белорусам скидку 50%. Затем вопрос снова обсуждался в 2017 году.

Все эти обсуждения не дали результатов. Причина в том, что российский транзит в Беларусь явно невыгоден. Таким образом, транзит белорусских нефтепродуктов идет в страны Балтии (в первую очередь Клайпеда, Рига, Вентспилс) и черноморские порты Украины. И на то есть экономические причины.

Во-первых, это чистая география. Путь через порты России почти в три раза длиннее. Во-вторых, на протяжении многих лет вся логистика транзита нефти была сосредоточена на портах Балтии. Здесь создана соответствующая инфраструктура. В Латвии создано дочернее предприятие Белорусской нефтяной компании, через которое реализуются нефтепродукты. (Кстати, в 2013 году «Беларуськалий» купил 30% терминала в порту литовского города Клайпеда).

В-третьих, стоимость ж/д тарифов, общих транспортных и логистических затрат, перевалки, аренды терминалов на российском направлении намного выше. Есть проблемы с качеством портовой инфраструктуры, сервиса в России. Российские порты зимой часто замерзают.

В-четвертых, из-за падения мировых цен на нефть поставки нефтепродуктов через порты в дальние страны становятся менее прибыльными. Беларусь сейчас пытается минимизировать транзит, чтобы поставлять эти товары в соседние страны, например в Украину.

Помимо экономических причин, есть геополитические факторы. Транзит через балтийские порты решает проблему диверсификации внешнеэкономических связей, ослабляет зависимость от России. Не исключено, что и сейчас все разговоры на эту тему ничем не закончатся.

Но есть и другой вариант. Если сейчас Москва, воспользовавшись слабостью Лукашенко, заламывает ему руки и заставляет переориентировать белорусские грузы в российские порты, это будет означать, что он принес в жертву национальные интересы ради сохранения власти. Лукашенко приказал сократить транзит через литовские порты, чтобы отомстить Литве за непризнание его президентом. Придется ли суверенитету платить за поддержку России? Задача удержания власти все больше противоречит национальным интересам Беларуси.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDF.BY может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники

Новости других СМИ