Нарратив Путина. От коронавируса до передела мира

Денис Лавникевич, БелГазета
1 октября 2020, 03:04
Фото: ria.ru
В своем недавнем выступлении в ООН Владимир Путин не вспоминал про Беларусь, зато много говорил про пандемию Covid-19. Но если вникнуть в суть его нарратива, то становится понятно: в ней нашлось место притязаниям Москвы и на Беларусь, и на всю Восточную Европу.

ВИРТУАЛЬНАЯ СЕССИЯ


22 сентября состоялось онлайн-выступление Владимира Путина на 75-й сессии Генассамблеи ООН. Президент России, как водится, много говорил «за здравие» - в смысле, рассказывал о сотрудничестве в создании вакцин от коронавируса. Предлагал поставки за рубеж «российской вакцины, доказавшей свою надежность, безопасность и эффективность», даже пообещал бесплатно предоставить вакцину для сотрудников ООН.

Ну а дальше началось традиционное: Путин заявил, что «ООН не должна костенеть, а должна отражать в своем развитии динамику XXI века, последовательно адаптироваться к реалиям современного мира, а он действительно становится все более сложным, многополярным, многомерным».

Напомнил об инициативе России организовать для поставок еды и лекарств «зеленые коридоры», свободные от санкций. «Расчистка, освобождение мировой торговли от барьеров, запретов, ограничений, нелегитимных санкций могли бы стать хорошим подспорьем для восстановления глобального роста, сокращения безработицы», - добавил начальник России.

Также Путин заявил, что экспертам только предстоит оценить масштаб социально-экономического шока от последствий распространения коронавируса. При этом, по его мнению, уже сейчас очевидно, что восстанавливать глобальную экономику «предстоит долго, очень долго». И для восстановления экономики после пандемии потребуются нестандартные решения. Остальное - по мелочи.

Попробуем разобраться в смыслах недавнего выступления Путина в ООН и сопоставить их с его поведением в отношении Беларуси. Некоторые взаимосвязи неочевидны, постараемся их «подсветить».

Начнем с того, что Путин «забыл» указать, что Россия сама стала вызовом во время пандемии. Москва пыталась продавливать принятие в рамках Генассамблеи ООН своего варианта Декларации о солидарности в период угрозы Covid-19, где среди высокопафосных тезисов была включена идея снятия международных санкций с себя и своих сателлитов. Используя трибуну ООН, Россия попыталась разогнать тезис о том, что перед лицом общей смертельной угрозы Западу, дескать, нужно забыть о санкциях, о российской агрессии против Украины, забыть о проблемах Донбасса и Крыма и объединяться с Кремлем. А если нет, то новые жертвы коронавируса будут на совести США, ЕС и вообще всего мирового сообщества.

Вот только если мир рискнет «отключить» «крымские санкции», первое чувство, которое почувствует руководство РФ - это вернувшееся ощущение безнаказанности. Дальнейшая логика Кремля очевидна: раз нам Крым простили, то и с Беларусью такой номер вполне может пройти.

А чем Путин обосновывает свое «право» вершить судьбы белорусов? Один из тезисов 20-минутного путинского спича сводился к тому, что нужно вернуться к послевоенному миропорядку и, прежде всего, к принципу равенства суверенных государств, заложенному в уставе ООН. Нельзя, мол, произвольно толковать итоги и ход Второй Мировой войны, а нужно держаться в рамках канонической, ялтинско-нюрнбергской версии.

Но, как мы помним, ялтинские договоренности как раз и отдавали всю Восточную Европу в сферу влияния России (тогда - в формате СССР, но хрен редьки не слаще). То есть Путин, напоминая про Ялту и Нюрнберг по окончанию войны, подтверждает российские претензии на страны, до 1989-1991гг. пребывавшие в «социалистическом лагере» (ключевое слово тут - «лагерь»).


ТОРГ «МИМО АМЕРИКИ»


Далее российский президент, по старой привычке, начинает одновременно запугивать и задабривать. Запугивание было фоном для выступления Путина в ООН: это и российские бомбардировщики над Атлантикой, и «силовое тестирование» обороны НАТО в Баренцевом и Норвежском морях, а также вблизи Аляски. И продолжение игры мышцами - Россия провела серию военных учений в Крыму, в Бурятии, в Средиземном море. Наконец, российские подразделения, даже особо не прячась, продолжают боевые действия на Донбассе, игнорируя договоренности нормандской четверки.

Но в выступлении Путин предлагал коллективную борьбу с пандемией, причем с тем, чтобы делать это в рамках «большого евразийского партнерства» разработанного Россией. Именно сюда он и привязывает идею «зеленых коридоров», свободных от торговых войн и санкций. Да и в принципе, по мнению Кремля, отказ от торговых войн, нелегитимных ограничений и санкций мог бы стать хорошим подспорьем для восстановления мировой экономики.

Традиционная аудитория поклонников Путина мало склонна к критическому мышлению, поэтому на нестыковки и противоречия в его выступлениях приходится указывать журналистам. Итак: с 2014г. российский президент твердил, что санкции России только на пользу. А теперь мы рефреном слышим, что «надо отменить санкции».

Сюда же - слова Путина о том, что необходимо оперативно решить вопрос о продлении истекающего в феврале 2021г. договора СНВ-3 «О мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений». Здесь стоит вспомнить о том, что Россия на всех уровнях уже давно пугает мир ядерной катастрофой в случае его непродления. США же не видят смысла в продлении СНВ-3 без создания эффективного механизма по контролю и проверке ядерного арсенала, с которым Россия никак не согласна, ведь будет труднее тайно нарушать условия соглашения. Годом ранее, по вине Российской Федерации прекратил действие другой, не менее важный, договор в сфере контроля вооружения - Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Говоря о нераспространении ядерного оружия, Путин кажется «миротворцем», хотя сам на днях рассказывал про ядерно-ракетный комплекс «Авангард» как про «не имеющий аналогов в мире». Одновременно Кремль организовывает и проводит масштабные военные учения, такие как «Кавказ-2020», травит Навального боевым отравляющим веществом (в Европе уже никто не сомневается на этот счет) и далее в том же духе. Это классическая модель поведения СССР/РФ на протяжении последних ста лет: призывать договориться о мирном сосуществовании и при этом запугивать войной.

Вот только Путин идет дальше и копает глубже. Взяв в ситуативные союзники Китай, он делает предложение странам мира, недовольным «гегемонией США»: «Если вы устали жить по правилам, установленным американцами, то почему бы вам не принять наше предложение, ведь мы предлагаем свободу».

Копнув чуть глубже, мы наткнемся на парафраз Ивана Карамазова: «Если США нет, то все дозволено». Но что, собственно, заключено в этом «всем»? Немного - только одна позиция: откат к безраздельному и неоспоримому праву ситуативной силы. Не постоянной, устанавливающей на первых порах более или менее стабильные правила, которые затем, мало-помалу, обтесываются и становятся общепринятой нормой поведения, а именно ситуативной. Разной в различных ситуациях - что сводит любое право к одной только силе, и ни к чему более.

Это стратегия, причем стратегия долгосрочная. Проблема же в том, что конкретное ее тактическое применение сейчас вполне может быть обкатано Москвой на Беларуси. К счастью, пока работают «предохранители». Главный из которых - настороженность прежде всего США и НАТО в отношении РФ после 2008г. (военная операция против Грузии) и после 2014г. (гибридные военные действия в отношении Украины). Североатлантический альянс прямо возложил на Москву ответственность за то, что развалился Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), и в миролюбивость Кремля после событий в Украине и Сирии мировое сообщество не верит.

Владимир Путин именно потому рассуждает о нерушимости ялтинского устройства мира, что на него пока продолжают смотреть не как на главу великой державы, а как на политика, перекраивающего европейские границы. К этому имиджу стоит добавить еще две ипостаси:

- человека, который последние пять лет неуклюже отнекивается от покушения на убийство бывшего российского разведчика в Великобритании, от уничтожения беглых чеченцев в Австрии, от убийства российских журналистов в ЦАР, отказывающегося даже начать официальное расследование отравления Навального тем же ядом, который был применен для устранения бывших российских граждан за границей. К тому же фоном остается идущий в Нидерландах процесс по обвинению России в уничтожении малазийского «Боинга» над Донбассом;

- человека, изображающего из себя нового «жандарма» Европы, что как раз выражается сегодня в открытой поддержке президента Беларуси.


ТОРГОВЛЯ ПРОДОЛЖИТСЯ


Что будет дальше? Можно не сомневаться, что Кремль очень изобретательно и творчески будет использовать фактор коронавируса для продавливания своих интересов - в частности, раскола западного санкционного фронта, расширения российского влияния и отбеливания имиджа.

Но предложение Путина многослойно, оно обращено и конкретно к конкурентам США. Прежде всего к Китаю и, отчасти, к ЕС, у которого с Америкой тоже назрели определенные противоречия. Здесь на торги выставлено постоянное членство в СБ ООН, которое дает Москве право вето, а также все тот же ядерный шантаж. И то, и другое заинтересованный покупатель сможет использовать в своих интересах.

С учетом затянувшегося скандала вокруг «Северного потока - 2» в Европе и, в еще большей степени, того, что Трамп разгоняет сейчас маховик санкций против Китая, Путин умело предлагает поддержку РФ в обмен на отмену санкций и признание Восточной Европы сферой российских интересов.

Если мир согласится на такую сделку, про европейское будущее Беларуси нам придется забыть надолго.
Статьи в рубрике "Мнение" отражают точку зрения исключительно автора. Позиция редакции UDFudf.name может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Дорогие читатели, не имея ресурсов на модерацию и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили отключить комментарии. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Одноклассники
•   UDFНовостиГлавные новости ❯ Нарратив Путина. От коронавируса до передела мира